Антонио Вивальди «Времена года»

6 декабря, вторник, 19:00

КУПИТЬ БИЛЕТ

Антонио Вивальди «Времена года»

6 декабря, вторник, 19:00

КУПИТЬ БИЛЕТ

Музыка эпохи барокко сейчас переживает «второе рождение». Во всем мире создаются барочные ансамбли, музыканты активно осваивают инструменты той эпохи. 6 декабря приглашаем вас в Соборную палату Епархиального дома, где в исполнении московского камерного оркестра Tchaikovsky Orchestra прозвучат оркестровые сочинения трех гениев эпохи барокко — Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха.

Исполнители

Камерный оркестр  – TCHAIKOVSKY ORCHESTRA

Художественный руководитель и дирижер – Cергей ЛУРАН

Солисты:

Ирина ПИСАРЕВА (скрипка)
Ксения ХАРИТОНОВА (альт)

Подробнее об исполнителях

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

I отделение

Г.Ф.Гендель.

  • Концерт для альта с оркестром h moll


И.С.Бах.

  • Сюита для оркестра g moll

 

II отделение

А.Вивальди.

Цикл концертов “Времена года”:

  • ВЕСНА. 1. Пришла весна 2. Спящий пастух 3. Деревенский танец
  • ЛЕТО. 1. Жара. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина 2. Летняя страда 3. Летняя гроза.
  • ОСЕНЬ. 1. Танец и песня крестьянских парней 2. Спящие пьяницы 3. Охота.
  • ЗИМА. 1. Сильный ветер 2. У камина 3. Прогулка по льду

 

Тема времен года не раз воплощалась в музыкальном искусстве. Существует более 10 версий этой темы, к ней обращались Йозеф Гайдн, Александр Глазунов, Астор Пьяццолла, Джон Кейдж, Владимир Мартынов и другие композиторы. Но самым первым воплощением, ныне превосходящим по популярности все иные версии, являются «Времена года» Вивальди — четыре концерта для оркестра и солирующей скрипки, написанные им в 1723 году. Вивальди написал свыше 500 концертов, но именно этот цикл достиг поистине мировой популярности. В оригинале он называется «Le quattro staggioni» (Четыре времени года), его основная тема — красота и изменчивость природы, а также бытовые зарисовки. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих месяцу года, крайние из которых написаны в быстром темпе, а средняя — в медленном. Композитор предпослал каждому концерту сонет и дал названия частям, которые помогают раскрыть их содержание.

Концерт для альта с оркестром си минор Генделя был впервые опубликован известным альтистом, композитором и музыковедом Анри Густавом Казадесюзом (1879–1947), одним из основателей движения музыкального аутентизма во Франции. Некоторые исследователи высказывают мнение, что Концерт на самом деле был написан самим Казадезюсом — тем более, что за ним числятся подобные стилизации, например, Сюита для струнного оркестра в стиле К.Ф.Э. Баха. Общее строение трехчастного цикла и его тематизм выдержаны в стиле Генделя и его современников. Но инструментовка и приемы развития в Концерте скорее напоминают стиль венских классиков. Тем не менее, яркая и драматичная музыка Концерта, украшающая репертуар современных альтистов, по-прежнему исполняется и записывается как сочинение Генделя.

Такие же сомнения в авторстве существуют и в отношении Оркестровой сюиты И.С. Баха соль минор, несмотря на включение ее в список сочинений Баха Bach-Werke-Verzeichnis (BWV) под номером 1070. Современные публикации сюиты происходят из собрания рукописей, подготовленных Кристианом Фридрихом Пензелем, одним из последних учеников И.С. Баха, в 1753 году. Впервые сюита была опубликована Bach Gesellschaft в 1897 году. Однако, современные музыковеды считают, что сюита ближе к музыкальному стилю одного из сыновей Баха — Вильгельма Фридемана. Американский музыковед Дэвид Шуленберг, опубликовавший подробное исследование в 2010 году, полагает, что В.Ф. Бах является «наиболее вероятным кандидатом» среди возможных авторов сюиты, ссылаясь на тесные отношения Вильгельма Фридемана с Пензелем. Сюита состоит из пяти частей (увертюра и несколько танцев) и по структуре напоминает французские сюиты.

Московский камерный оркестр Tchaikovsky Orchestra –

Cозданный дирижером, композитором и продюсером Сергеем Лураном. В состав оркестра вошли яркие молодые музыканты, выпускники Московской консерватории и Академии музыки им.Гнесиных.

 «На каждом концерте мы стремимся создать определенную атмосферу, выстроить связь со зрителем, погрузить его в свою вселенную. Наша задача не просто озвучивание нотного текста, мы рассказываем историю»

Сергей Луран