Эпоха Данте в книжной миниатюре: на перепутье между Парижем и Константинополем


Редкие экспонаты
Выставка проводилась с 27 октября по 29 ноября в главном здании ПСТГУ в рамках III Международного фестиваля “Эпоха в миниатюре. Данте и его Путь в мировой культуре”.
Традиционно в центре событий Фестиваля окажется Книга: выставка европейской книжной миниатюры эпохи Данте – от Парижа до Константинополя – рассказывала о «золотом веке» иллюминированной рукописи, и о том, как Италия становилась одним из тех перекрестков, где встречались разные культуры и рождалось новое искусство.
На выставке были представлены электронные копии и факсимильные издания рукописных памятников.
Италия, родина Данте, – место, где готический Париж и византийский Константинополь встречаются.
В XIII веке итальянское искусство находится под сильнейшим влиянием искусства византийского. Недаром для описания многих произведений искусства, выполненных в XIII веке в Италии, используют термин «maniera greca» или «maniera bizantina». Рубеж XIII-XIV века – это эпоха не только великого Данте, но и великих Джотто и Дуччо. И – шире – эпоха Проторенессанса – когда уроки византийского искусства будут усвоены и переработаны итальянскими мастерами.
Центральная рукопись нашей выставки – «Божественная комедия» из библиотеки Амброзиана. Она выполнена гораздо позже исторической эпохи Данте, уже в конце следующего, XIV века, на рубеже средневековья и Ренессанса. На ее примере мы можем видеть, как в итальянском искусстве сплетаются воедино разные традиции. Структура страницы и ее декор восходят к традициям готическим: готическое письмо, сине-красные филигранные инициалы, историзованные (с фигурами или целыми композициями) инициалы, живописные бордюры с дополнительными сценками и маргинальными изображениями. А далекий отзвук византийского искусства, уже «пропущенного» сквозь призму искусства Джотто и Дуччо, мы увидим в трактовке ликов.
