Великолепное трио | Алябьев, Мартину, Равель

17 мая, вторник, 19:00

 

 

 

Великолепное трио | Алябьев, Мартину, Равель

17 мая, вторник, 19:00

 

 

 

Серия концертов «Великолепное трио» – это немеркнущие в веках шедевры для эффектного ансамбля фортепиано, скрипки и виолончели​

Программа представлена Концертным агентством BASSMANN

ИСПОЛНИТЕЛИ

Даниил ЦВЕТКОВ (фортепиано)

Роман ФИЛИПОВ (скрипка)

Михаил КАЛАШНИКОВ (виолончель)

Подробнее об исполнителях

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

Александр Александрович АЛЯБЬЕВ – Фортепианное трио ля минор

Богуслав МАРТИНУ – Фортепианное трио № 2 ре минор

Морис РАВЕЛЬ – Фортепианное трио ля минор

Фортепианное трио ля минор – было впервые опубликовано в 1950-51 годах в рамках празднования столетия со дня смерти Алябьева, основоположника русской художественной песни. Несмотря на это, сочинение сыграло важную роль в развитии жанра, явившись лучшим, если не единственным, русским фортепианным трио, относящимся к эпохе раннего романтизма. Точная дата его создания неизвестна, поскольку она не указана в рукописи, однако учёные относят произведение к началу 1820-х годов. Красноречивое фортепианное трио ля минор, полное очень красивых мелодий, выводит романтический образ России начала XIX века.

 

Фортепианное трио № 2 ре минор – излучает сияющую энергию, характерную для большинства произведений Мартину, но в нём исподволь ощущается скрытая напряжённость. Густота струнного письма в первой части напоминает о камерной музыке Шумана, а мотивная разработка – о Бетховене. Вторая часть, в центре которой в исполнении рояля звучит колокольный мини-хорал, открывается модернистской переделкой народной хроматической линии, усложняющейся отказом фортепиано следовать мелодическому движению струнных. Финал – это фантастический аттракцион, захватывающий диалог между фортепиано и струнными, блестящий по энергии и динамике, но не желающий полностью скрыть тревогу, пронизывающую всё произведение.

 

Фортепианное трио ля минор – возможно, самое амбициозное камерное произведение Равеля, свидетельствующее о новой фазе его творческой эволюции. В мрачном вступлении слышны баскские мотивы, подсказывающие происхождение автора. Фугальные элементы и Пассакалия третьей части напоминают о глубоком знании Равелем старинной музыки и её форм. Трудности второй части раскрывают техническое мастерство композитора. Процессионный характер третьей части усиливается бесконечным нарастанием динамики, стихающей непосредственно перед финалом, где Равель использует весь потенциал ансамбля, добиваясь от трёх исполнителей звучания, граничащего с оркестровым.

Даниил Цветков

(фортепиано)
лауреат 11 престижных международных конкурсов. Концертирующий пианист, выступавший с Заслуженным коллективом России оркестром Санкт-Петербургской академической филармонии, БСО им. П.И. Чайковского, Белградским филармоническим оркестром, Румынским симфоническим оркестром, Национальным оркестром Порто. Партнёр Алёны Баевой и Валентина Урюпина по камерным ансамблям. Не раз играл в составе оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса.

Роман Филипов

(скрипка)
первый скрипач Квартета имени Валентина Берлинского. Окончил Московскую консерваторию и асситентуру-стажировку в классе Народного артиста России, профессора Александра Винницкого. Является победителем конкурса имени Леопольда Ауэра, лауреатом множества зарубежных и российских состязаний. Как солист выступал с БСО имени Чайковского, ГАСО Беларуси, Российским национальным оркестром, другими симфоническими и камерными коллективами. Заместитель концертмейстера Большого театра (2017), концертмейстер МГАСО п/у П. Когана (2017-2021), концертмейстер оркестра МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (с 2021).

Михаил Калашников

(виолончель)
–виолончелист Квартета имени Валентина Берлинского, в прошлом солист камерного оркестра «Московия», артист БСО имени Чайковского, МГАСО п/у Павла Когана, камерного оркестра «Виртуозы России». Лауреат трёх музыкальных конкурсов. Постоянный участник творческих проектов Skola Crew и «Персимфанс». Обучался в классе Народной артистки СССР, профессора Наталии Шаховской в Московской консерватории и ассистентуре-стажировке.