Шедевры в четыре руки

23 мая, понедельник, 19:00

 

 

 

КУПИТЬ БИЛЕТ

Шедевры в четыре руки

23 мая, понедельник, 19:00

 

 

 

КУПИТЬ БИЛЕТ

Исполнители

Наталья СОКОЛОВСКАЯ (фортепиано)

Иван СОКОЛОВ (фортепиано)

Подробнее об исполнителях

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

Первое отделение

Наталья СОКОЛОВСКАЯ
Ф.Шопен

  • 2 Полонеза соч. 26: до-диез минор, ми-бемоль минор.
  • Ноктюрн соч. 9 No. 1, си-бемоль минор
  • Ноктюрн соч. 55 no. 2 Ми-бемоль мажор
  • 2 Ноктюрна: соч. 15 no. 3, соль-минор; соч. 48 До-минор.


Иван СОКОЛОВ
А. Скрябин

  • Избранные прелюдии соч.11
  • Этюд до-диез минор соч.2
  • Этюд ре-диез минор соч.8 n.12
  • Вальс, соч.38


Второе отделение

С. Рахманинов. Симфония n.2, третья часть в переложении для двух фортепиано

С. Рахманинов. Сюита для двух фортепиано n.1

Юношеские полонезы Фредерика Шопена выдержанны в духе героики и триумфальной праздничности. Интонационное богатство уже много обещает: воинственный драматизм представлен тяжелыми шагами и мощными ударами. Сочинения блещут попевками и фактурными особенностями фольклорного характера. Весьма существенна в полонезах роль мелоса «стилизованной гаммы». Полонез es-moll можно без колебаний назвать одной из самых трагических концепций Шопена. Тут нет даже ласкового дыхания природы, которое смягчает горечь и тоску многих образов Шопена. Подлинно «урбанистический» интонационный состав всецело строится на звуковых образах воинственных фанфар, героических маршей и напряженной, грозной поступи людских масс. Композитор великолепно пользуется уменьшенными септимами для передачи романтической смутности, неопределенности и таинственности. Заключение полонеза усиливает депрессию заключительного каданса первой части мелодическим расширением и резкими динамическими контрастами. В полонезах вырабатывается и особая фактура массивной аккордовой техники, несравненно менее свойственная другим произведениям Шопена. В полонезах развиваются черты ораторства, патетической декламации, опять-таки мало присущие Шопену вообще. Тут Шопен выступает прямым наследником музыки французской революции 1789—1893 годов и музыки Бетховена.

 

Александр Скрябин – смелый новатор, гениальный искатель новых путей. При помощи совершенно нового, небывалого языка он открыл миру необычайные и эмоциональные перспективы, а также высоту духовного просветления. Новаторство Скрябина проявило себя и в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки и в специфической трактовке цикла, и в оригинальности замыслов и идей. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. С 1882 по 1892 годы композитор сочинил немало музыкальных пьес, больше всего для фортепиано. Среди них вальсы и мазурка, прелюдии и этюды, ноктюрны и сонаты, в которых уже звучит своя, «скрябинская нота». При этом в сочинениях явно ощущается воздействие Ф. Шопена, которого так любил юный Скрябин. Скрябин вправе был сказать: «Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». В зарубежной прессе его называли «исключительной личностью, превосходным композитором и пианистом, крупной индивидуальностью и философом. Опираясь в основном на традиции позднего романтического симфонизма (Ф. Лист, Р. Вагнер), а также П. Чайковского, Скрябин создавал произведения, утвердившее его в русской и мировой симфонической культуре как композитора-новатора. Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках.

 

Вторая симфония, помеченная ор. 27,— одно из самых монументальных и широких по замыслу произведений Сергея Рахманинова. Появившись после Третьей симфонии Скрябина и Восьмой Глазунова, в период, когда жанр симфонии в русской музыке временно отошел на второй план и стал достоянием творчества второстепенных композиторов, она оказалась крупным событием в жизни искусства. Сочинение вобрало в себя многие традиций русского национального симфонизма XIX века. Ее своеобразие заключено в органическом сочетании и взаимопроникновении лирико-драматического и эпического элементов. В основе этого синтеза лирики и эпоса лежало то чувство неотделимости своего, личного от судеб родины в целом, которое обостряется у многих художников под влиянием событий первой русской революции. В некоторых из первых печатных отзывов на рахманиновскую симфонию отмечалась ее близость Чайковскому. Бытует мнение, что ни в одном другом произведении полифоническое мастерство Рахманинова не проявилось столь полно и разнообразно, как во Второй симфонии. Композитор широко пользуется различными формами имитационной и контрастной полифонии, соединяя иногда несколько тем в одновременном звучании и придавая самостоятельное мелодическое значение сопровождающим основной мелодический голос фигурациям.

 

Первой сюиты для двух фортепиано, первоначальное название – Фантазия (картины) ор. 5. Оно изначально было признано крупным сочинением концертного плана. В произведении явно подчеркнуто стремление к красочному звукописному воплощению образов. Каждая из четырех частей цикла снабжена стихотворным эпиграфом, поясняющим авторский замысел. В «Фантазии», быть может, больше, чем в каком-либо другом из сочинений молодого Рахманинова, ощущаются свойственные его музыке черты импрессионистичности. В каждой пьесе зафиксирован один момент, одно душевное состояние, остающееся в своей основе неизменным при всем многообразии выразительных оттенков и градаций чувства. Центром притяжения мелодии является терцовый тон лада, опеваемый несмежными звуками сверху и снизу. Плавно покачивающаяся на одном уровне тема лишена яркой и определенной экспрессии, оставаясь частью «пленэра». Композитор стремился передать в музыке этой пьесы общую-поэтическую атмосферу, выраженную в приведенных строках, не задаваясь целью детальной обрисовки отдельных образов. Различные ритмические варианты, наслаиваясь друг на друга, создают характерную узорчатую полифонию.

ИВАН СОКОЛОВ

пианист, педагог, автор аранжировок, фортепианной и камерной музыки, музыки к спектаклям.

Родился в Москве в 1988 году. В 2004 году окончил ДМШ №53 имени М. П. Мусоргского в классе Р. Е. Барсегян.

В 2008 году окончил АМУ при МГК имени П. И. Чайковского у Н. Г. Сусловой (спец. фортепиано), Т. Н. Голик (камерный ансамбль и концертмейстерское мастерство), Л. А. Пешковой (теория музыки)В 2013 году окончил МГК имени П. И. Чайковского у М. С. Воскресенского и С. Н. Кудрякова (спец. фортепиано), И. М. Кандинской (камерный ансамбль), М. И. Кравченко (концертмейстерское искусство).В 2016 году окончил ассистентуру-стажировку МГК имени П. И. Чайковского под руководством И. М. Кандинской.

За время обучения участвовал международных конкурсах, среди которых:

  • Конкурс ассоциации «Классическое наследие» (I премия, 2006, Москва)
  • Конкурс «Романтизм истоки и горизонты» (I премия, 2012, Москва)
  • Конкурс «Возрождение» (I премия, 2014, Гюмри)

С 2013 преподает в АМУ при МГК, 2015 преподает в МССМШ имени Гнесиных. Имеет записи на Радио Орфей, Канале Культура и прочих медиа площадках.

НАТАЛЬЯ СОКОЛОВСКАЯ

Пианистка и композитор, обладатель премий престижных международных конкурсов и фестивалей в Чехии, Франции, Италии, Англии, Швеции, России. Н. Соколовская стала победителем ряда международных конкурсов пианистов, в числе которых «MozArte Piano Competition» (Аахен, Германия, 2015, «Nuova Coppa», (Озимо, Италия, 2015), XIX конкурса им. Рикарда Виньеса в Леридеи, IV конкурса Марии Херреро в Гранаде, завоевала третье место на Международном конкурсе Dudley Yamaha в Бирмингеме (Великобритания).

Со времени первого сольного концерта (в 2003 году) много выступает в России, Европе, Австралии, Великобритании. Стипендиат Фондов «Русское исполнительское искусство», Фонда М. Л. Ростроповича, «Новые имена», обладатель специальной стипендии Президента Российской Федерации. В 2013 г. получила Гранд Королевского Колледжа Музыки в Лондоне и Парижской высшей школы музыки им. Корто, где продолжила свое обучение.