SENZA PAROLE

28 февраля, воскресенье, 19:00

Дмитрий ИЛЛАРИОНОВ
Игорь ФEДОРОВ
Екатерина ЗЕМСКОВА
Анна КУЧИНА
Анна ХАЗАНОВА
Любовь ТЕРСКАЯ
Максим НОВИКОВ

Музыка родилась из пения, говорил музыковед Курт Закс. Чем больше звук напоминает пение, тем скорее он нравится слушателю.

Программа с итальянским названием «SENZA PAROLE» фестиваля MUSICA AL DENTE – это концерт песен. Но – песен без слов! Петь будет гитара Дмитрия Илларионова, альт Максима Новикова, виолончель Екатерины Земсковой и кларнет Игоря Фёдорова.

Все композиции этой программы неслучайны. Концерт откроется сочинением «Ave Maria» нашего современника Андрея Зеленского. Это изначально вокальное произведение создает «арку» с мистифицированной «Ave Maria», которая прозвучит в финале концерта.

«Песни с китайского» Бенджамина Бриттена – это редко исполняемый цикл на основе древнекитайской поэзии, написанный в 1957 году для тенора Питера Пирса и гитариста Джулиана Брима.
Пьеса Nocturnal была сочинена также для Брима в 1963 году, и это стало единственным произведением Бриттена, написанным для гитары соло. В девяти частях этого сочинения Бриттен обращается к арии «Come, heavy Sleep» Джона Доуленда. И если обычно вариации следуют за темой, то здесь они ее предвосхищают. Nocturnal – признанный шедевр, один из тех, что принес Бриттену мировую славу.

В этом месте концерта мы обязаны перенестись в начало XVI века. Прозвучат пять песен уже самого Доуленда – в них будет плач, радость, средневековые размышления и капля безрассудства, – все это пропето виолончелью в сопровождении лютни.

Возвращаемся в новейшую историю. «Каватина» Александра Тансмана – оригинальное произведение для гитары польского классика XX века, дружившего с Андресом Сеговией, для которого он и написал эту сюиту с вокальным названием. Контрастная музыка, неоклассика, в которой слышен дух Венеции, где она и была написана.

Сочинение современного итальянского композитора Роберто Ди Марино «Ноктюрн» еще раз откроет нам удивительные «вокальные» возможности виолончели.

Мировая премьера вечера – «Пандемическая колыбельная» Анны Сегал. Это произведение написано специально для нашего концерта. Чтобы заинтриговать вас, расскажем, что оно включает элемент «удаленки» при участии зала.

Сюита мексиканского композитора Мануэля Понсе «Народные (мексиканские, разумеется) песни» для гитары соло – лучшее подтверждение тому, что хорошую песню не обязательно петь!

Вам повезло, если вы не знаете историю создания пьесы, которая прозвучит в финале вечера – рассказ о ней будет в хорошем смысле детективный. Кстати, ее автора многое связывает с Понсе – оба были величайшими мистификаторами своего времени. Впрочем, мы уже все рассказали – это будет «Ave Maria» Вавилова-Каччини для постепенно увеличивающегося состава. Возможно, он включит и публику!

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

Андрей Зеленский – «Ave Maria», версия для гитары, альта, виолончели и клавесина
Бенджамин Бриттен – «Песни с китайского» (Songs from the Chinese op.58, 1957), версия для альта и гитары
Бенджамин Бриттен – «Ноктюрнал» (Nocturnal after John Dowland: Reflections on «Come, heavy sleep» op.70, 1963) для гитары соло
Джон Доуленд – «Fine knacks for ladies», «I saw my Lady weep», «Come again», «Flow my tears» и «Come, heavy Sleep» (1597, 1600), версия для виолончели и лютни
Александр Тансман – сюита «Каватина» (Cavatine, 1951) для гитары соло
Роберто Ди Марино – «Ноктюрн» для виолончели и гитары
Анна Сегал – «Пандемическая колыбельная» (мировая премьера)
Мануэль Мария Понсе – «Мексиканские народные песни» для гитары соло
Вавилов (Каччини?)-Зеленский –«Ave Maria – Minona»