Лекция «Христианское искусство и архитектура: традиции и преемственность»

20 марта, пятница, 19:00

Владимирский зал

Лектор  – кандидат искусствоведения, зав. кафедрой Истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ  А.А. Воронова

Зарегистрироваться:

Обзорная лекция о великом христианском искусстве, которое мы призваны изучать на нашем факультете Церковных художеств, представляет собой путешествие по его истории от эпохи его возникновения на основе великой античной культуры до его возрождения в настоящее время. Как известно храм – это синтез искусств, и вся его духовная красота неразрывно связана с красотой христианского богослужения. Христианское искусство выросло на основе великой античной культуры, которой было свойственно чувство прекрасного, и христианство восприняло эту гармонию и творчески преобразовало.

Расцвет христианского искусства, наступивший в IV веке, в эпоху правления святого равноапостольного Константина Великого, построившего первые церкви Рима и новую христианскую столицу Византийской империи – Константинополь – продолжился при императоре Юстиниане в VI веке, когда там был сооружен существующий ныне величественный храм Св. Софии и множество других церквей по всей Империи.

Программа мозаичного и фрескового убранства византийского храма была воспринята после крещения Руси в 988 году, и сохранилась в самых ранних памятниках Киевской Руси. Внешний облик первых русских церквей тоже был подобен византийским храмам, однако русская архитектура вскоре выработала свой самобытный стиль, что мы можем видеть на примерах новгородских и владимирских церквей, а позднее и в московском зодчестве. Собственный русский стиль был создан и в иконописи, что показывают знаменитые иконы преподобного Андрея Рублева и фрески Дионисия. Этот период можно считать эпохой расцвета русского церковного искусства, на образцы которого (вкупе с памятниками византийского искусства) мы стараемся ориентироваться и в обучении наших студентов.

Мы остановимся на еще одной и очень важной для нас эпохе расцвета, когда в Российской империи сложился так называемый «русско-византийский стиль», который стал одним из проявлений архитектуры историзма в России середины XIX – начала ХХ века. В контексте этого явления мы расскажем об архитектуре и истории нашего мемориального здания, весьма значимого для Москвы – Московского Епархиального дома. Здесь совершались великие события в истории Русской Церкви, трагические и славные, и нашему Университету выпала великая честь быть причастными к трудам по его восстановлению и возрождению в его станах христианского образования в России.

Лектор

Воронова Ариадна Александровна

Окончила Московский Архитектурный институт, затем искусствоведческое отделение ФЦХ ПСТГУ. Работает в ПСТГУ с момента основания.

Кандидат искусствоведения, доцент. Автор более 30 научных статей, постоянный участник зарубежных и отечественных научных конференций. Сфера научных интересов: раннехристианская и средневековая архитектура Западных Балкан и восточного побережья Адриатики.

​Зав. кафедрой Истории и теории христианского искусства факультета Церковных художеств ПСТГУ, зам. декана по научной работе ФЦХ. Ответственный редактор сборника научных статей «Искусство Христианского Мира», научный редактор Вестника ПСТГУ (серия V “Вопросы истории и теории христианского искусства”) и других изданий ПСТГУ. Модератор секции «Христианское искусство» на Международной конференции ПСТГУ, а также организатор ряда выставок ПСТГУ.