IV Международный фестиваль "Эпоха в миниатюре"

В поисках новой гармонии: 
из Средневековья в Новое время

Конференция секций искусствоведения, музыковедения

Полифония Ренессанса. Музыка и пространственные искусства

О мероприятии

21 февраля, 10.00-18.00

Название IV Международного фестиваля, организуемого совместно с Амвросианской библиотекой (Veneranda Biblioteca Ambrosiana, Милан, Италия,) представляется весьма емким и значимым, во многом благодаря существенной протяженности временного периода, на который оно ориентировано: «Эпоха в миниатюре. В поисках новой гармонии: из Средневековья в Новое время». Одна из конференций, запланированных в рамках фестиваля, должна объединить исследовательские намерения искусствоведов разных специальностей, о чем говорит общее заглавие – «Полифония Ренессанса. Музыка и пространственные искусства». Тематика докладов музыковедов хронологически выстраивается от исследования одной из средневековых поэтик – теоретического трактата Иоанна Гарландского о мензуральной ритмике (XIII в.) – до исследований различных музыкальных и музыкально-эстетических явлений эпохи Возрождения и барочного времени, касаясь отчасти связей итальянской и русской музыкальной культуры данного периода, а также вопросов изучения и исполнения музыки Ренессанса в России на рубеже XIX – XX вв. И не случайно особое внимание исследователей приковано к творчеству таких гениев Возрождения, как Орландо Лассо и Джованни Пьерлуиджи Палестрина, по меткому выражению одного из его соотечественников, «Микеланджело звуков», тем более, что памятная дата – 430-летие со дня  кончины композитора будет отмечаться именно в 2024 году. Заявленная проблематика – «Полифония Ренессанса» позволяет остановиться на раскрытии отдельных специальных аспектов полифонического музыкального мышления, но не только: понятие «полифония» заключает в себе и более обобщенный семантический слой, подразумевая как гармоничное слияние в одновременном звучании нескольких рельефных, самостоятельных мелодических линий, так и контрапункт различных, подчас даже контрастных в смысловом отношении пластов. Что подтверждают предлагаемые к рассмотрению темы докладов, касающиеся пространственных искусств, разнообразные, и в то же время объединенные общим для них временем: это в основном сложный, неоднозначный, в чем-то переломный XVI век.

Программа конференции

«Учение о контрапункте модусов в трактате о мензуральной музыке 
(«De musica mensurabili») Иоанна Гарландского (XIII в.)»

(Денисова Дана Константиновна,
студент V курса научно-композиторского факультета МГК имени П. И. Чайковского,
Поспелова Римма Леонидовна,
доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки МГК имени П. И. Чайковского)

«Категория пространства в музыкальных композициях Орландо ди Лассо. К постановке проблемы»
(Лыжов Григорий Иванович,
кандидат искусствоведения, доцент, кафедра теории музыки МГК имени П. И. Чайковского)

«Музыка и текст в заупокойных мотетах эпохи Возрождения»
(Сундукова Людмила Ивановна,
кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки МГК имени П. И. Чайковского)

Образ архитектуры в музыкальных формах Италии  на рубеже XVI–XVII веков
(Катунян Маргарита Ивановна,
кандидат искусствоведения, доцент, заслуженный работник культуры РФ, кафедра теории музыки МГК
имени П. И Чайковского)

«Теория аффектов в эпоху Возрождения: откуда и куда»
 (Павлова Светлана Анатольевна,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки РАМ имени Гнесиных)

«Итальянский и русский музыкальный Ренессанс. Исторические параллели и связи»
(Шеховцова Ирина Павловна,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки РАМ имени Гнесиных, доцент кафедры истории и теории музыки ПСТГУ)

«Музыка эпохи Ренессанса в деятельности В. А. Булычева и репертуаре Московской симфонической капеллы»
(Плотникова Наталья Юрьевна,
д-р искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки МГК имени П. И. Чайковского)

«Аллегория Гармонии в изданиях Иконологии Чезаре Рипы XVI-XVIII вв. К проблеме связей слова и образа»
(Чамина Надежда Юрьевна,
кандидат искусствоведения, Ph.D, доцент, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики)

«Теория ордеров в эпоху маньеризма и роль рисунков античных деталей в ее формировании» 
(Ефимова Елена Анатольевна,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств МГУ имени М. В. Ломоносова)

«Живопись Флоренции в эпоху Контрреформации»
(Лопухова Марина Александровна,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств МГУ имени М. В. Ломоносова)

«Новое об изобразительных источниках миниатюр лицевого сборника Чудова монастыря 1560-1570-х гг.»
(Устинова Юлия Владимировна,
зав. сектором станковой и монументальной живописи научно-фондового отдела, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, старший преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства, ПСТГУ)

Куратор секции

Ковалевская Светлана Викторовна
искусствовед, старший преподаватель  кафедры  истории и теории христианского искусства  Православного Свято-Тихоновского  университета, старший преподаватель кафедры  истории и теории искусства МГАХИ им.Сурикова.

Куратор секции

Соколова Ольга Николаевна,
кандидат искусствоведения, заместитель декана Факультета церковного пения по научной работе, доцент кафедры истории и теории музыки ПСТГУ

Режим работы Пн-Пт 12:00-19:00