Le Royal | Алексей Мельников: Лист, Рахманинов

13 ноября, воскресенье, 19:00

Концерт отменен

 

 

 

 

Le Royal | Алексей Мельников: Лист, Рахманинов

13 ноября, воскресенье, 19:00

Концерт отменен

 

 

 

 

logo-bassman
Лого Релакс.фм

Ференц Лист и Сергей Рахманинов – не просто великие композиторы-романтики: за фортепиано каждый из них снискал такую же славу и преклонение, как и в композиторском амплуа. Метафизические видения и виртуозные вихри в работах Листа, а также немногословная мощь и мистика сочинений Рахманинова доносят до нас эхо пианизма их авторов. Если Рахманинов застал эру звукозаписи, то листовская игра, когда-то повергавшая в шок и исступление переполненные залы по всей Европе, заключена для нас именно в его музыке, полной шика, чувственности и поэзии. Программа концерта – два крупных плана двух мастеров. В 1-м отделении – мрачная феерия листовской Баллады №2, пьесы из цикла «Поэтические и религиозные гармонии» – суперпопулярная и редкая – а также экстатическая «Смерть Изольды»: транскрипция музыки зятя Листа, Рихарда Вагнера. Во 2-м отделении – 5 прелюдий Рахманинова и великолепная Вторая соната, где виртуозный пианизм – романтический язык, «изобретённый» Листом – получает типичную для Рахманинова суровую, волевую огранку.

ИСПОЛНИТЕЛЬ

  • Алексей МЕЛЬНИКОВ (фортепиано)

Подробнее об исполнителе

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

Ференц ЛИСТ

  • «Погребальное шествие» и «Гимн Ночи» из цикла «Поэтические и религиозные гармонии»
  • Баллада № 2 си минор
  • (Вагнер) Фортепианная транскрипция сцены `Смерть Изольды` из оперы `Тристан и Изольда`


Сергей РАХМАНИНОВ

  • Прелюдии ре мажор и до минор, соч. 23
  • Прелюдии си минор, соль диез минор и ре бемоль мажор, соч. 32
  • Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, соч. 36 (вторая редакция)

«Погребальное шествие» из цикла «Поэтические и религиозные гармонии» – Одна из вершин визионерского цикла, созданного в конце 1840-х, имеет подзаголовок «октябрь 1849». Эта пьеса-эпитафия с её траурными колоколами и мглистыми красками связана с подавлением Венгерского восстания 1848-49 и посвящена знакомым Листа – Лайошу Баттьяни, который был назначен на пост венгерского премьера императором Австрии и примкнул к сторонникам независимости страны, за что был расстрелян, а также Феликсу Лихновскому, забитому толпой, и Ласло Телеки, отправленному в 10-летнюю ссылку.

 

«Гимн Ночи» из цикла «Поэтические и религиозные гармонии» – Чувственный ноктюрн, не вошедший в издание цикла. Пьеса была написана во время пребывания Листа в украинском поместье его возлюбленной – польской аристократки Каролины Ивановской (в замужестве – Витгенштейн).

 

Баллада № 2 си минор – Современница и «спутница» великой си-минорной сонаты, но услышать её можно куда реже. Жанр баллады подразумевает литературную основу: возможно, в этом случае – историю о Геро, жрице Афродиты, и влюблённом в неё Леандре, который еженощно переплывал Дарданеллы, чтобы быть с ней. Так или иначе, иллюзорность, причудливость и мрачное волшебство этой работы – гораздо интереснее любого сюжета.

 

(Вагнер) Фортепианная транскрипция сцены `Смерть Изольды` из оперы `Тристан и Изольда` – Одна из лучших транскрипций Листа: «Смерть Изольды», фортепианная версия финала оперы «Тристан и Изольда» Вагнера – единомышленника и зятя Листа. Подводя к границе бытия свою героиню, впадающую в экстатический транс над мёртвым телом любимого, Вагнер поручает Изольде музыку, которая уже звучала в опере ранее, во время ночного дуэта-свидания влюблённых. Тогда он был грубо прерван наступлением утра и репликами ворвавшихся людей. Теперь же Изольда проходит этот путь одна – и уже ничто не вернёт её из метафизического пространства бесконечной ночи, где царят упоение любовью – и смерть.

 

Прелюдии ре мажор, до минор из соч. 23 и Прелюдии си минор, соль диез минор, ре бемоль мажор из соч. 32 – Небольшие, но обладающие поразительной законченностью разнохарактерные пьесы – панорама сложных состояний и образов, от тихих медитаций до фирменных рахманиновских звонов и ледяных вихрей.

 

Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, соч. 36 (вторая редакция) – Сочинялась в 1913 г., во время каникул Рахманиновых в Риме. Вскоре, однако, из-за болезни детей семья была вынуждена уехать из Италии – они перебрались в Берлин, чтобы показать дочерей докторам, а затем вернулись в Россию, в своё имение в Тамбовской губернии – Ивановку, где соната была дописана. В декабре 1913-го автор сыграл её в Москве. В первоначальной редакции эта работа была более пространной и технически амбициозной; в 1931 г. автор, которому было уже почти 60, изготовил новую – более сжатую версию, которая отвечала стремлению к лаконизму, свойственному Рахманинову в конце жизни, и была более удобной для исполнения: она и прозвучит на концерте.

 

 

 

Алексей Мельников

ученик Татьяны Шкловской и Сергея Доренского, лауреат Конкурса Чайковского 2019 года, победитель II Манхэттенского международного музыкального конкурса в Нью-Йорке; музыкант с филигранной техникой и сбалансированным стилем. Он пианист, которому удалось создать свой собственный музыкальный мир благодаря уникальному звуку и подходящему к нему репертуару.