Le Royal | Александр Гиндин: Шопен, Шор, Рахманинов

25 мая, среда, 19:00

 

 

 

 

Le Royal | Александр Гиндин: Шопен, Шор, Рахманинов

25 мая, среда, 20:00

 

 

 

 

Концерты из серии LE ROYAL представляют искусство сольной игры на фортепиано

Программа представлена Концертным агентством BASSMANN

ИСПОЛНИТЕЛЬ

Солист:

  • Александр ГИНДИН (фортепиано)


Подробнее об исполнителях

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

Фридерик ШОПЕН

  • Мазурки
  • Два ноктюрна Op 27
  • Полонез фа-диез минор Op 44


Сергей РАХМАНИНОВ

  •  Прелюдия ре мажор Op 23 No. 4
  •  Серенада Op 3 No. 5
  •  Прелюдия Op 32 No. 5 соль мажор
  •  Этюд-картина Op 39 No. 5 ми-бемоль минор
  • Романсы («Сирень», Опус 21 No 5. «Маргаритки», Опус 38 No 3)
  • Обработка вальсов Ф. Крейслера «Муки Любви и «Радость Любви»


Алексей ШОР

  • Соната ля минор

Мазурки – На написание мазурок Шопена вдохновили три источника: зародившаяся в конце XVIII века традиция сочинения художественной мазурки, популярные светские романсы и бальные танцы, народное искусство. Увлечение фольклорной музыкой отразилось во многих произведениях Шопена, но в мазурках оно проявилось наиболее ярко. Те сочинения, к которым композитор применил общее название “мазурка”, на самом деле сочетают в себе элементы трёх бытовых польских танцев, составляющих “мазурную группу”: мазур, куявяк и оберек. Шопен сублимировал их в музыку абсолютной элегантности, изысканных гармоний и ритмической мощи.

 

Два ноктюрна Op 27 – Самые впечатляющие и знаменитые ноктюрны Шопена посвящены графине Терезе д’Аппони, хозяйке светского салона, где Шопен часто бывал. Ожидаемая от пьес лирического, мечтательного характера романтическая чувствительность присутствует в обоих произведениях в изобилии, но в них есть и гениальные детали, с помощью которых композитор возвысил известный архетип.

 

Полонез фа-диез минор Op 44 – “Трагическим” называют этот полонез из-за его мрачного характера. Сочинение посвящено княгине Людмиле де Бово, выдающейся участнице польской эмигрантской общины в Париже. Вопреки названию этот «полонез» является составным произведением с центральной частью в форме мазурки. Это первый из трёх «больших полонезов», в которых Шопен в значительной степени отказался от традиционной модели, пришедшей из танцевальной практики. Новые полонезы Шопена подчинялись свободной фантазии художника и звучали как героические поэмы.

 

Прелюдия ре мажор Op 23 No. 4 – Прекрасный мечтательный ноктюрн в стиле Шопена. Увлекательная непосредственность его поэтической магии и то, что он не представляет особой сложности для исполнителя, делают эту пьесу идеальным введением в позднеромантический красочный звуковой мир 24 прелюдий Рахманинова.

 

Серенада Op 3 No. 5 – Сочинение привлекает cсвоеобразием колорита, имеющим некоторое сходство с «Пляской женщин» из «Алеко». Приглушенно-сумрачная окраска музыки напоминает также известный романс Чайковского «Песнь цыганки» («Мой костер в тумане светит»). Но средства музыкальной звукописи, применяемые Рахманиновым в Серенаде, более тонки и изысканны, порой они приобретают почти импрессионистический характер.

 

Прелюдия Op 32 No. 5 соль мажор – Чистая и нежная, как летнее утро, прелюдия из цикла 13ти произведений Рахманинова является антитезой большинству пьес 32го опуса. Она несёт неприкрытый, бескорыстный романтизм ранних произведений Рахманинова в новый музыкальный мир композитора: угловатый, мускулистый и резкий. В соль-мажорной прелюдии звучат певучие, лирические мелодии в спокойном плавном сопровождении.

 

Этюд-картина Op 39 No. 5 ми-бемоль минор – Пятый этюд из цикла этюдов-картин для фортепиано ор. 39, ставшего последним произведением, написанном Рахманиновым в России. Пьесы сочинения вобрали в себя предчувствие революционного лихолетья и явственно отражают драматизм эпохи. Этюд ми-бемоль минор проникнут мятежной страстностью тона, бурным протестующим пафосом; его приподнятая экспрессия доходит до пламенной экстатичности. Но драматическая патетика и героика соединяется в нём с проникновенным лиризмом: так в душе героя готовность к сражению за светлые идеалы сплетается с тёплым личным чувством.

 

 («Сирень», Опус 21 No 5. «Маргаритки», Опус 38 No 3) – Светлые лирические романсы Рахманинова, проникнутые поэтическим восприятием природы. «Сирень» воспринимался иногда как своего рода эмблема рахманиновской светлой «весенней» сентиментальности; музыка этого романса отличается особой благоуханной свежестью и изящностью выражения. В «Маргаритках» фортепиано поручен основной мелодический голос; лёгкая, прозрачная фактура инструментальной партии создаёт ощущение особой пространственной широты, света и воздуха.

 

Обработка вальсов Ф. Крейслера «Муки Любви и «Радость Любви» – В переводе на язык рахманиновского пианизма шикарные салонные миниатюры Крейслера для скрипки и фортепиано превращаются в интереснейшие виртуозные пьесы для фортепиано-соло, насыщенные целым арсеналом разнообразных технических средств, выдающиеся по красоте музыкального языка и сложности фактуры.

Александр ГИНДИН

– лауреат международных конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве (1994) и имени Королевы Елизаветы в Брюсселе (1999), победитель конкурса пианистов в Кливленде (2007), выпускник Московской консерватории и ассистентуры-стажировки МГК (класс профессора Михаила Воскресенского). Профессиональные критики и любители музыки считают Александра Гиндина одним из самых талантливых и самостоятельных в своём развитии пианистов наших дней. Своей игрой он производит на слушателей потрясающее впечатление, показывая высочайшее мастерство, благодаря которому каждое его выступление становится особенным и незабываемым. Маэстро ведёт интенсивную концертную деятельность: гастролирует в России и за рубежом сольно и в сотрудничестве с самыми знаменитыми коллективами, дирижёрами и инструменталистами.