Фортепианный квинтет – не только величайшее камерное произведение Шумана, это одно из главных камерных произведений всех времён, настолько величественное и великолепное, что оно занимает ведущее место в любой концертной программе. Его эпическая четырёхчастная конструкция включает в себя развёрнутую, большую сонату первой части, мощную мрачную медленную часть, основанную на похоронном марше, стремительное скерцо с двумя трио и могучий, контрапунктический финал. Фортепианное письмо в сочинении отличается мастерством и виртуозностью – на публичной премьере за роялем выступила величайшая пианистка Клара Шуман, которой Роберт посвятил квинтет, положивший начало новому музыкальному жанру.
Струнный квартет № 2 – более экспансивный и романтический, а также богатый контрапунктическими изюминками, особенно канонами, чем первый из пары квартетов 51го опуса, хотя они оба сочинены в минорном ключе, задумчивы и драматичны, богаты по материалу, густы по письму и глубоки по содержанию. В них есть большое разнообразие, особенно благодаря фирменному дару Брамса к тематическим вариациям, которые могут полностью изменить характер темы даже в пределах одной части. Это значительное, бескомпромиссное произведение, в котором повсюду звучит сразу узнаваемый язык автора, богатый пронзительными гармоническими замираниями, ритмическими смещениями, нервозной порывистостью и тающим лиризмом.