Фортепианный квинтет фа минор – могучее произведение огромного масштаба называют великой камерной музыкальной эпопеей Брамса. Две самодостаточные силы – струнный квартет и фортепиано – объединены в ней в необычайно мощный ансамбль, в великое партнерство. Противопоставление виртуозной фортепианной партии и полного состава струнного квартета даёт простор для использования в композиции бесконечного разнообразия средств музыкальной выразительности. Во всех четырёх частях квинтета, сочетающего бетховенский порыв и шубертовскую экспансивность, нет ни одного солнечного места. Это довольно мрачное сочинение, но оно не скатывается в слезливость, или в душераздирающую безнадежность. Это просто… реализм, но реализм проникновенный и искренний.
Струнный квинтет фа мажор – великолепное творение, не имеющее аналогов в музыкальной литературе, стало одной из самых часто исполняемых партитур Брукнера. Перенос своей грандиозной симфонической идиомы в интимную сферу каменной музыки Брукнер решает добавлением второго альта к фактуре струнного квартета и ограничением продолжительности звучания примерно 45 минутами – внушительными по меркам XIX века, но всё же пигмейскими в сравнении с любой из его симфоний, начиная с № 2. Квинтет отличают мощные контрапункты, богатые хроматические гармонии, вагнеровский подход к мотивам, отсылки к австрийской народной музыке и отношение к пяти инструментам (по паре скрипок и альтов, плюс виолончель) как к уменьшенной версии полного симфонического оркестра.