Струнный квартет № 3 – написан уже зрелым талантом и посвящён памяти чешского скрипача Фердинанда Лауба. В своей концептуальной цельности это камерное сочинение Чайковского приобретает почти симфонический размах. В его партитуре умещаются жизнь и смерть, борющиеся в первой части, переплетающиеся в летучем Скерцо, сползающие в мерную скорбь Andante и, наконец, возвышающиеся до теплого и живительного дыхания Финала. Кажется, вот-вот – и вырастет из квартета Шестая симфония, хотя впереди у Чайковского были еще Четвертая и Пятая.
Струнный квинтет до мажор – последнее камерное творение Франца Шуберта, созданное им всего за пару месяцев до смерти. В самый горестный и одновременно вдохновенный период своей жизни, после полутора десятка работ в этом жанре Шуберт пишет квинтет эмоциональным, не без влияния Моцарта и Бетховена. Состав голосов при этом не вполне традиционен. Вместо ещё одной скрипки в дополнение к квартету появляется вторая виолончель, работающая на «утяжеление» звучания, – неслучайно это произведение часто называют «виолончельным» квинтетом. Как бы то ни было, издатели не оценили новаторство Шуберта и продолжали требовать от него бестселлеров — песен под фортепиано. В итоге, ноты увидели свет лишь спустя 25 лет после завершения сочинения.