«Два легендарных хора в одном концерте»

17 мая, понедельник, 19:00

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА РОССИИ ИМЕНИ А.А. ЮРЛОВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ РУССКИЙ ХОР ИМЕНИ А.В. СВЕШНИКОВА

Художественный руководитель и главный дирижер
народный артист России,
профессор Геннадий ДМИТРЯК

Купить билет:

17 МАЯ, 19:00

Может быть, впервые в новейшей музыкальной истории в одном концерте встретятся два по-настоящему легендарных хоровых коллектива, каждый со своей историей, традициями, репертуаром, но сегодня связанные единым художественным руководством – капелла России имени А.А. Юрлова и Государственный русский хор им. А.В. Свешникова.

Подобный синтез дает возможность для создания невероятно интересной и масштабной программы. В ней за один вечер удастся вместе с капеллой осуществить путешествие по странам Европы – маршрут от Австрии (Моцарт), Италии (Россини), Англии (Элгар), Франции (Равель) до Польши (Пендерецкий) и Америки (Уитакер), и здесь услышать как любимые популярные мелодии, так и новейшие образцы хорового искусства. И в то же время вместе с Государственным русским хором погрузиться в русскую
хоровую музыку ХХ века: церковную и светскую, поэтическую и озорную, лирическую и философскую. Прозвучат: Рахманинов, Свиридов, Гаврилин, Щедрин, русские народные песни в современных обработках.

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

Первое отделение

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ
ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА РОССИИ ИМЕНИ А.А. ЮРЛОВА
Художественный руководитель и главный дирижер
народный артист России,
профессор Геннадий Дмитряк
Главный хормейстер: заслуженная артистка России Марина Балянская
Хормейстеры: Александр Финашев, Елена Бондарева

1. Э. Уитакер «Leonardo Dreams of His Flying Machine» («Мечты Леонардо»)
2. Э. Элгар «Lux Aeterna» – Adagio («Нимрод») из цикла «Энигма-вариации» в аранжировке Дж. Кэмерона
3. К. Пендерецкий «Agnus Dei»
4. Р. Томпсон «Аллилуйя»
5. В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада», транскрипция для хора А. Ларина
6. Дж. Россини Увертюра к опере «Севильский цирюльник» в аранжировке Д. Рансвика
7. М. Равель «Болеро», транскрипция для хора А. Ларина

Второе отделение

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ
РУССКИЙ ХОР ИМЕНИ А.В. СВЕШНИКОВА
Художественный руководитель и главный дирижер
народный артист России,
профессор Геннадий Дмитряк
Главный хормейстер: заслуженная артистка России Марина Балянская
Хормейстеры: Наталия Телкова, Наталья Рубина
Концертмейстер: Людмила Бурова

1. Г. Свиридов, слова А. Прокофьева «Наша Родина – Россия»
Солистка – Гиляна Дорджиева
2. С. Рахманинов Фрагменты из Всенощного бдения
«Богородице Дево, радуйся»
«Шестопсалмие»
3. В. Гаврилин «Вечерняя музыка» из симфонии-действа «Перезвоны»
Солистка – Гиляна Дорджиева
4. Г. Свиридов, слова А. Прокофьева Фрагменты из хоровой поэмы «Ладога»:
«Озерная вода»
«Ночные запевки»
«Борода»
Солист – Максим Брагин
Партия фортепиано – Людмила Бурова
5. Русская народная песня «Ах, ты степь широкая», обработка А. Свешникова
6. Русская народная песня «Славное море – священный Байкал», обработка А. Ларина
Солист – Чингис Баиров
7. Русская народная песня «Любо, братцы, любо», обработка А. Ларина
Солист – Владислав Чижов
8. Р. Щедрин Маленькая кантата из оперы «Не только любовь»
Партия фортепиано – Людмила Бурова

всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.

В сезоне 2018/2019 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории. Однако предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда талантливый регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

После революции хор был национализирован советской властью, в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор многие годы сотрудничает с прославленными русскими композиторами Г. В. Свиридовым и Д. Д. Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений В. Рубина, Р. Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки, которая в советские годы находилась под запретом.

Преемниками Александра Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры – Юрий Ухов, Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы хорового коллектива.

С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, глубоко и искренне преданный делу развития русского вокально-хорового искусства, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, представляя с Капеллой новейшие сочинения вокально-симфонической и хоровой музыки, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых концертов.

География гастрольных поездок Капеллы сегодня охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели недавние концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка во Франции, Испании, Греции, Англии, Беларуси, Армении, Польше, Северной Корее, на Украине, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Фестиваля РНО, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», международных фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и др.

Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи.

Без участия Капеллы сегодня не обходится практически ни одно значимое событие в музыкальной жизни Москвы. Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Ю. Башмет, В. Гергиев, В. Федосеев, Д. Юровский, В. Юровский, М. Плетнев, П. Коган, Т. Курентзис, С. Скрипка, А. Сладковский. Коллектив равно свободно чувствует себя, исполняя хоровые миниатюры и развернутые оперные сцены, народные песни (в классических и современных обработках) и сочинения духовной музыки. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Кастальского, А. Гречанинова, П. Чеснокова, С. Рахманинова, Г. Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы И.С. Баха до сочинений Б. Бриттена, Л. Бернстайна, Д. Шостаковича, А. Шнитке, Г. Канчели, Дж. Тавенера.

В юбилейном сезоне 2018/2019 Капелла провела музыкальный фестиваль, в рамках которого состоялись масштабные гала-концерты в Москве, гастрольные выступления в Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, во Франции.

31 мая 2019 года коллектив Капеллы был удостоен Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

Уникальным авторским проектом Капеллы стала приуроченная к 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова студийная запись Антологии хоровых сочинений композитора. На студии звукозаписи киноконцерта «Мосфильм» были записаны программы 6 CD-дисков, объединившие сочинения Георгия Свиридова для хора a cappella. В 2019 году Антология стала победителем в номинации «Хоровые произведения» Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук».

Став практически универсальным инструментом для исполнения сочинений самых разных стилей и композиторских школ, Капелла сегодня восхищает отечественных и зарубежных слушателей тонкой звукописью, многотембровой красочностью, чарующей силой звучания в сочетании с виртуозным мастерством.

 

один из самых знаменитых и старейших хоровых коллективов современной России. Его история восходит к середине 1930-х годов, когда в советском государстве назрела необходимость в создании музыкальных коллективов всесоюзного значения. В апреле 1936 года был издан приказ Комитета по делам искусств при СНК СССР: «В целях развития пропаганды хоровой культуры, и особенно русской народной песни, и создания образцового хорового коллектива: Государственной филармонии приступить с 5 мая 1936 года к формированию Государственной хоровой капеллы в составе 150 человек».

Создателями нового хора стали выдающиеся дирижеры: бывший главный дирижер Московского синодального хора, профессор Московской консерватории Николай Михайлович Данилин и руководитель капеллы Всесоюзного радиокомитета Александр Васильевич Свешников. Данилин, один из самых уважаемых хоровых дирижеров своей эпохи, работавший и в Ленинградской академической капелле, и в Государственной филармонии, стоял во главе хора с 1937 по 1939 год. Свешников был на посту руководителя в течение сорока лет – с 1940 по 1980 год, и в это время, можно сказать без преувеличения, являлся главным хоровым дирижером СССР, будучи деканом дирижерско-хорового факультета, а с 1948 по 1974 год ректором Московской консерватории, создателем и руководителем Московского хорового училища, организатором и председателем Всероссийского хорового общества.

Данилиным и Свешниковым были заложены высокопрофессиональные основы работы коллектива, создан богатейший репертуар, завоеван почетный статус Первого и главного хора государства. Основу репертуара составляла русская народная песня и песни народов СССР. В 1942 году хор был переименован в Государственный академический хор русской песни и в годы Великой Отечественной войны стал подлинным символом русской песенной культуры, выступая перед солдатами на боевых фронтах. Вместе с тем многие годы хор служил творческой лабораторией для новой советской музыки.  Под руководством Свешникова хором впервые были исполнены сочинения Д.Д. Шостаковича: «Десять поэм на слова революционных поэтов», оратория «Песнь о лесах», кантата «Над родиной нашей солнце сияет», Две обработки русских народных песен; Г.В. Свиридова: «Пять хоров на стихи русских поэтов», «Поэма памяти Сергея Есенина» и «Патетическая оратория»; а также произведения В. Шебалина, Ю. Шапорина, Р. Щедрина, Е. Голубева, А. Эшпая, А.Шнитке, Т. Хренникова и других композиторов. Свешников также впервые в советской истории вернул в репертуар русскую духовную музыку в виде, единственно возможном в то время – с использованием иной подтекстовки. Хором под руководством А.В. Свешникова впервые была осуществлена аудиозапись «Всенощного бдения» Рахманинова – вершины русской духовной музыки, надолго преданной забвению в советскую эпоху.

После смерти Свешникова руководство хором находилось в руках его учеников и последователей – выпускников Московского хорового училища и Московской консерватории: Игоря Агафонникова (1980-1987), Владимира Минина (1987-1990), Евгения Тытянко (1991-1995) – благодаря его усилиям в 1992 году хору было присвоено имя Свешникова; Игоря Раевского (1995-2007), Бориса Тевлина (2008-2012), Евгения Волкова (2012-2019).  

За эти годы был значительно расширен репертуар, в него было включено большое количество крупных произведений кантатно-ораториального жанра, расширились и временные рамки: хором исполнялись произведения доглинкинской эпохи и произведения А. Скрябина, оперные шедевры П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Серова, С. Рахманинова, Ж. Бизе и новейшие хоровые образцы русских и зарубежных авторов: Р. Щедрина, А. Шнитке, А. Флярковского, Б. Тищенко, Р. Леденева, К. Волкова, Р. Бойко, А. Журбина, А. Пахмутовой, О. Мессиана, М. Теодоракиса. Хор традиционно принимал участие в значимых государственных проектах и крупных музыкальных торжествах: в праздновании Победы в Великой Отечественной войне, 1000-летия Крещения Руси, праздниках славянской письменности и культуры, Московском Пасхальном фестивале. Коллектив сотрудничал со многими выдающимися дирижерами, среди них – В. Федосеев, Ю. Симонов, П. Коган, М. Плетнев, В. Юровский, А. Сладковский, А. Рудин. Значительное место в работе всегда занимали гастрольные поездки: по России (Санкт-Петербург, Нижний-Новгород, Саратов, Тула, Великий Новгород, Рязань, Касимов, Оренбург, Орск), Европе (Англия, Франция, Латвия, Польша, Греция), также хор побывал в Израиле, Египте, Китае, Японии, КНР, США и других странах.

          В 2020 году руководителем Государственного русского хора становится Геннадий Дмитряк – один из наиболее ярких хоровых дирижеров своего поколения, народный артист России, профессор Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных, руководитель Капеллы им. А. Юрлова, которая под его началом снова вошла в число ведущих хоровых коллективов страны.