Холодный полдень века | Музыка неоклассицизма в эпоху Второй мировой

7 октября, пятница, 19:00

 

 

 

 

Холодный полдень века | Музыка неоклассицизма в эпоху Второй мировой

7 октября, пятница, 19:00

 

 

 

 

logo-bassman
Лого Релакс.фм

Холодный полдень века | Музыка неоклассицизма в эпоху Второй мировой

«Холодный полдень века» переносит нас в смятенное и страшное десятилетие между 1937-м и 1948-м, когда на фоне крупнейшей исторической катастрофы столетия были созданы партитуры невероятной тонкости и пронзительной красоты. Четыре сочинения в программе объединяет эстетика неоклассицизма: одного из важнейших художественных течений 20 века. Его главная примета — тонкая, ироничная игра в стилистические модели минувших эпох. Англичанин Бенджамин Бриттен и американец Сэмюэл Барбер, швейцарец Артюр Онеггер и венгр Бела Барток — композиторы с несхожими почерками. Каждый из них был по-своему затронут Мировой войной; каждый по-своему переживал связанный с ней кризис. В то же время, их работы, вошедшие в программу, роднит изысканность звукового колорита и эстетский диалог с музыкой 18 века.

ИСПОЛНИТЕЛИ

  • Московский камерный оркестр «MUSICA VIVA»
  • Иван НИКИФОРЧИН (дирижёр)
  • Алексей МАЗУР (флейта)
  • Эмиль МИРОСЛАВСКИЙ (гобой)
  • Александр СМИРНОВ (английский рожок)
  • Ярослав ТИМОФЕЕВ (ведущий)

Подробнее об исполнителях

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

Бенджамин БРИТТЕН

  • Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра, соч. 10


Самюэл БАРБЕР

  • Концерт Козерога для флейты, гобоя, трубы и струнного оркестра


Артюр ОНЕГГЕР

  • Камерный концерт для флейты, английского рожка и струнных


Бела БАРТОК

  • Дивертисмент для струнного оркестра

Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра, соч. 10 – Работа, в одночасье прославившая 24-летнего британца Бенджамина Бриттена, прозвучав на Зальцбургском фестивале в 1937. Бридж был первым учителем Бриттена по композиции; мастером с особым, «негромким» композиторским голосом, неброская хрупкость которого сослужила Бриджу парадоксальную службу – большинство слушателей сегодня знают имя Бриджа именно из заголовка вариаций его гениального ученика. Изобретательный и изысканный, этот ранний опус уже распахивает дорогу в типично бриттеновский зыбкий, холодный, пугающе красивый мир, где обитают призраки классической итальянской арии, венского вальса или страшноватого бурре – французского танца галантной эпохи.

 

Концерт Козерога для флейты, гобоя, трубы и струнного оркестра – Опус американца Сэмюэла Барбера, увидевший свет в годы Второй мировой войны, кажется звуковой химерой. 34-летний Барбер служил в ВВС США, но в 1944 получил отпуск, который использовал для сочинения музыки, находясь в местечке Маунт-Киско, штат Нью-Йорк. Там он жил в домике под названием «Козерог»: самыми солнечными месяцами в тех местах были декабрь и январь. Именно таким – полным негреющего, зимнего света – получился концерт для флейты, гобоя, трубы и струнных, по форме и составу кивающий одному из Бранденбургских концертов Баха – знаковых сочинений 18 века.

 

Камерный концерт для флейты, английского рожка и струнных – Датируемое 1948 годом произведение швейцарского композитора Артюра Онеггера тоже опирается на необычное сочетание инструментов – яркий и ясный голос флейты дополнен изысканно тусклым, как бы покрытым благородной патиной тембром английского рожка. Не один, но именно группа солистов в сопровождении струнных – примета кончерто гроссо: типичной для 18 столетия разновидности концерта (к этому жанру относятся и Бранденбургские концерты).

 

Дивертисмент для струнного оркестра – Инкарнация барочного концерта в тревожном, смятенном 20 столетии – знаменитый струнный Дивертисмент Белы Бартока: венгерского композитора, одного из крупнейших мастеров первой половины века. Эта роскошная, сверхизысканная партитура, одновременно с азартом играющая в старину и черпающая из «варварского» мира венгерского крестьянского фольклора, была создана в 1939 году. Отчаянная праздничность быстрых частей и потусторонняя, неживая красота адажио Дивертисмента доносят до нас обжигающий лёгкие ветер своей эпохи – времени на грани одной из крупнейших катастроф в человеческой истории.

Московский камерный оркестр «Musica Viva»

универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя во многих стилях и жанрах. В программах оркестра есть общепризнанные шедевры, но значительную часть составляют музыкальные редкости. Musica Viva стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. История оркестра ведет отсчёт с 1978 года, в 1988 году его возглавил Александр Рудин, он и придумал имя «Musica Viva» (живая музыка – лат.). Под руководством маэстро коллектив обрёл своё амплуа, достиг высокого уровня исполнительского мастерства и вошел в число ведущих оркестров России.

Иван Никифорчин

– родился в 1995 году в Москве. Академическое музыкальное образование получил в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Аспирантуре Московской консерватории под руководством профессора Валерия Полянского (оперно-симфоническое дирижирование) и профессора Юрия Абдокова (композиция, оркестровка, история оркестровых стилей). С 2015 работает в Государственной академической симфонической капелле России (с 2017 – ассистент главного дирижёра, с 2021 – дирижёр). Участник мастер-классов Юрия Темирканова, Василия Петренко и других прославленных Маэстро. В марте 2021 дебютировал как оперный дирижёр в Большом театре России с оперой Моцарта «Дон Жуан». С 2021 – ассистент заведующего кафедрой оперно-симфонического дирижирования МГК им. П.И. Чайковского. Художественный руководитель и дирижёр симфонического оркестра колледжа МГИМ им. А.Г. Шнитке. Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр «Академии Русской Музыки», объединяющей камерный оркестр и хор. Выступает с ведущими оркестровыми коллективами страны. Лауреат Первого Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров им. С.В. Рахманинова (II премия и Серебряная медаль; 2022).

 

Алексей Мазур

с 2008 года бессменный солист-концертмейстер группы флейт Московского государственного академического симфонического оркестра. Лауреат Всероссийского и международного конкурсов. Окончил Московскую консерваторию (класс Народного артиста РСФСР, профессора А.В. Корнеева). Выступает как солист с известными российскими коллективами, среди которых БСО им. П.И. Чайковского и Московский камерный оркестр «Musica Viva». Любит ансамблевое музицирование, в этом качестве он неоднократно играл значимые мировые премьеры, в том числе принимал участие в первом публичном исполнении камерных сочинений Антонина Дворжака (Серенада для флейты, скрипки, альта и треугольника) и Рихарда Штрауса («Дуэль» для флейты, фагота и струнного квартета).

Эмиль Мирославский

– победитель III Всероссийского музыкального конкурса в двух номинациях, в том числе как солист у деревянных духовых. Получил высшее музыкальное образование в Московской консерватории (класс профессора Алексея Уткина). Играл в составе НФОР под управлением Владимира Спивакова, ГАКОР под управлением своего педагога, Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, в 2014-2021 – концертмейстер группы гобоев МГАСО. С сезона 2021/2022 – солист оркестра «Виртуозы Москвы» и Московского театра «Новая опера». Лауреат нескольких международных конкурсов. Солировал под аккомпанемент оркестров «Гнесинские виртуозы», Musica Viva, БСО им. П. И. Чайковского, ГАСО им. Е. Ф. Светланова, НФОР.

Александр Смирнов

– окончил музыкальное училище и Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Народного артиста РФ, профессора Анатолия Любимова). Солист группы гобоев Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана (до 2014), Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Симонова. Лауреат Всероссийского конкурса, бессменный участник фестиваля «Двойная трость», проходящего в Московской консерватории.

Александр Бахарев

– обладатель Гран-при Всероссийского открытого конкурса юных исполнителей на духовых и ударных инструментах «Серебряные трубы» им. В. М. Блажевича, стипендиат Правительства Москвы. Выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс Владислава Лаврика) и ассистентуры-стажировки МГК. В 2011 принят в Национальный филармонический оркестр России, с 2015 года – солист, концертмейстер группы труб. Участник брасс-ансамбля НФОР и ансамбля «Music Brass». В 2015 году исполнил партию солирующей трубы в Первом фортепианном концерте Шостаковича (солист – Денис Мацуев, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова) в Москве и затем в Кольмаре (Франция).

Ярослав Тимофеев

музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Член Союза композиторов России. Выпускник Московской консерватории имени П. И Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и «Хованщина» в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкантов и критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New York Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014-2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодёжного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке открытия церемонии Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведёт концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки». Читает авторские лекции перед концертами в концертном зале имени П.И. Чайковского и имени С.В. Рахманинова. Весной 2020 года провёл ряд он-лайн концертов «Домашнего сезона».

С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В её составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).