История Соборной палаты

Начало…

В 1900 году митрополит Владимир (Богоявленский) задумал построить в Москве центр духовного просвещения, в котором могли бы регулярно проходить внебогослужебные встречи и собеседования, где все московские просветительские, патриотические и благотворительные братства и общества могли бы проводить свои собрания. Идею строительства Епархиального дома как духовно-просветительского центра поддержали московский генерал-губернатор Великий Князь Сергей Александрович и его супруга Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Именно они, наряду с самим митрополитом Владимиром, стали первыми жертвователями на строительство Дома. Основная же часть средств была собрана из тех пожертвований, которые верующие оставляли в часовне Иверской иконы Божией Матери на Красной площади. Таким образом, строительство Московского Епархиального дома было поистине всенародным делом.

Архитектором стал московский зодчий Петр Алексеевич Виноградов. 5 ноября 1902 года Епархиальный дом был освящен, 30 декабря состоялось освящение домового храма во имя равноапостольного великого князя Владимира. На закладном камне Князь-Владимирского храма была высечена надпись: «Да благословит Господь созидание сие во славу Его святого имени и да изыдет от места сего слово жизни, питающее всякую душу, жаждущую истины и спасения, а отметающих да наставит на путь правды». Так начиналась история Московского Епархиального дома, ставшая отражением судьбы Русской Церкви и того крестного пути, который ей предстояло пройти в XX веке.

Предыдущая
Следующая

«Пусть этот Епархиальный дом светит, как звезда над землею, маяк над водою и свеча во тьме!»

Обширное помещение в Епархиальном доме занимала библиотека с богатейшим фондом, а при ней – читальня, которой мог воспользоваться каждый желающий. В Доме располагался отдел распространения духовно-нравственных книг. Также здесь проходили Общеобразовательные чтения для фабрично-заводских рабочих, причем наряду с лекциями по богословию проводились занятия по географии, истории, литературе. Лекции сопровождались показом «световых картин» (аналог современных слайдов), что для того времени было особенно поразительным. В Епархиальном доме проводили свои собрания многочисленные братства и общества – любителей просвещения, народного пения, миссионерские, поборников трезвости. Здесь же были организованы пастырские курсы, открыты первые высшие богословские курсы, а потом и первый богословский институт для мирян. Особое место в жизни Епархиального дома занимал Князь-Владимирский храм. Богослужения в нем совершались ежедневно, расписание служб вывешивалось в московских храмах. Эти службы, с полным соблюдением устава, великолепным пением и чтением проповедей привлекали богомольцев и оставляли неизгладимое впечатление. Настоятелями Князь-Владимирского храма в разное время были такие замечательные священнослужители, как протоиерей Иоанн Восторгов и будущий архиепископ Воронежский Петр (Зверев).

За сравнительно недолгое время своего существования Епархиальный дом стал настоящим центром духовного притяжения для москвичей и приезжавших в Москву паломников. Когда митрополит Владимир, перед переводом в Санкт-Петербург, на столичную кафедру, прощался с московской паствой, он, как бы в качестве своего духовного завещания, сказал: «Пусть этот Епархиальный дом светит, как звезда над землею, маяк над водою и свеча во тьме!»

Великий Всероссийский Поместный Собор

В день Успения Божией Матери, 15 августа 1917 года, под звон всех московских колоколов, открылся Всероссийский Поместный Собор. В избрании делегатов Собора участвовало практически все православное население страны, и избраны были достойнейшие. В те роковые для России дни Поместный Собор фактически был единственным в стране легитимным органом народного представительства. Важнейшим историческим решением Собора стало восстановление патриаршества в Русской Церкви и избрание на патриарший престол святителя Тихона (Беллавина).

Октябрь 1917 года стал для Русской Церкви, да и для всего русского народа, началом пути на свою Голгофу. В своем послании от 19 января 1918 года Патриарх Тихон писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани».

В феврале 1918 года в Москву пришла весть о трагической гибели святителя Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского. Собор постановил ежегодно 25 января (7 февраля), в годовщину мученической кончины митрополита Владимира, совершать память новомучеников и исповедников… Более половины из числа самих участников Собора впоследствии были репрессированы, около трети расстреляны. Сорок шесть членов Поместного Собора 1917-1918 годов сегодня прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Значение Великого Всероссийского Поместного Собора, как называли его современники, невозможно переоценить. Он сплотил Русскую Церковь, подготовил Ее к начинавшейся эпохе гонений. Воззвания Собора – а в наибольшей степени сам исповеднический подвиг его святых участников – стали для наших соотечественников тем ориентиром, который помог многим сохранить веру.

Почти все заседания Поместного Собора проводились в парадном зале Московского Епархиального дома, получившего с тех пор наименование Соборной палаты. Так Московский Епархиальный дом стал уникальным памятником истории, а для каждого верующего сердца – драгоценной святыней.

Предыдущая
Следующая

Время испытаний

20 января 1918 года большевики издали декрет об отделении Церкви от государства. По этому декрету Церковь лишалась всех имущественных прав. Церковное имущество было объявлено национализированным, все домовые храмы и административные здания подлежали немедленному закрытию и изъятию для нужд государства, приходские храмы временно передавались в пользование зарегистрированным общинам верующих. Ответом на мирные попытки защитить свои святыни – то есть ответом на коллективные письма к правительству и крестные ходы – стали аресты и расстрелы. Фактически советская власть объявила Церкви войну, и эта война велась на протяжении многих десятилетий.

Московский Епархиальный дом разделил судьбу страдающей Церкви, подвергся поруганию и лишь чудом сохранился от полного разрушения. В сентябре 1918 года Собор вынужденно прекратил свою работу. Епархиальный дом был отнят у Церкви и окончательно закрыт большевиками летом 1922 года. Его музейные коллекции и библиотеки разграблены, убранство храма уничтожено. В 1924 году бывший Епархиальный дом занял Главполитпросвет. Началась перестройка здания. В разное время здесь располагались Академия имени Крупской, кинотеатр, филиал Химико-технологического института имени Менделеева. В апреле 1930 года здание перешло акционерному обществу «Межрабпомфильм», будущей Центральной студии документальных фильмов. Для нужд студии дом был снова перестроен, колокольня и купол Владимирского храма снесены, над правым крылом надстроили четыре этажа. Здание полностью утратило свой первоначальный облик – было сделано все, чтобы его внешний вид ничем не напоминал о церковной принадлежности. В таком виде здание сохранилось до заката советской эпохи. История второго обретения Дома начнется лишь через 70 лет после его закрытия, в 1992 году.

Предыдущая
Следующая

Обретение

В 1989 году в лике святых был прославлен Тихон, Патриарх Московский. Это событие стало предвестником новой эпохи: тогда очень многие вдруг ощутили в себе потребность обрести духовную свободу, внутреннюю и внешнюю. Люди во множестве приходили в храмы, им было важно понимать Священное Писание, церковные таинства, православное богослужение. В Церкви остро стоял вопрос о катехизации, разъяснении для сотен тысяч новоначальных христиан основ православной веры. Именно тогда при храме святителя Николая в Кузнецкой слободе появились специальные курсы – сначала катехизаторские, затем богословские. В 1992 году на их базе был создан Православный Свято-Тихоновский институт – первое учебное заведение в новой России, которое давало возможность мирянам получать богословское образование.

Тогда же, в 1992 году, протоиерей Владимир Воробьев, ректор института, носящего имя Святителя Тихона, пришел в Лихов переулок в поисках того самого здания, где в 1917 году было восстановлено патриаршество в Русской Церкви. В сером, безликом, с оштукатуренным фасадом, строении по адресу Лихов, 6, очень трудно было узнать Московский Епархиальный дом – Дом, в котором творилась история… На имя Президента России было немедленно направлено обращение за личной подписью патриарха Алексия II с просьбой вернуть Церкви здание бывшего Московского Епархиального дома. По новому закону о реституции в отношении бывшей церковной собственности те храмы и монастырские здания, которые сохранились, выстояли в советское время, – часто поруганными и обезображенными – но все же возвращались Церкви. Однако история возрождения Московского Епархиального дома оказалась долгой и драматичной – на запрос о возвращении здания было отвечено отказом.

Тогда, в середине 90-х, Центральная студия документальных фильмов переживала не лучшие времена. В результате процедуры ложного банкротства здание в Лиховом было объявлено частной собственностью. Дом собирались снести, а на его месте выстроить офис или гостиницу. Свято-Тихоновский институт пытается оспорить в суде это решение. Но лишь спустя 12 лет – после тридцати судебных сражений – здание было возвращено Церкви и тем самым спасено от гибели.

Возрождение

По благословению патриархов Алексия II и Кирилла с 2004 года в историческом здании Московского Епархиального дома размещается Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Десять лет потребовалось, что провести капитальный ремонт Дома и восстановить его первоначальный облик. Реставрация завершилась к 2015 г., когда 26 июля, накануне тысячелетия преставления Святого князя Владимира чин великого освящения возрожденного Князь-Владимирского храма и Божественную Литургию в нем совершил Святейший Патриарх Кирилл. В своем первосвятительском слове Патриарх сказал:

«Неслучайно, что именно в здании, где в судьбоносное и трагическое для нашей страны время проходил Поместный Собор Православной Церкви, теперь будет работать, жить и творить Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Собор 1917-1918 годов был обращен в будущее, нацелен на христианизацию нашего народа, в свою очередь, Университет должен принять у Собора эту эстафету. Учебное заведение не призвано решать вопросы, связанные с церковным устройством, но оно призвано работать над преображением умов и сердец людей».

Теперь здесь, как и в дореволюционное время, снова проходят открытые лекции по истории, богословию и христианской культуре, концерты духовной и классической музыки, а также экскурсии по постоянной экспозиции Московского Епархиального дома и тематическим выставкам.

Предыдущая
Следующая