Французский манифест | Казарян, Тарасевич-Николаев, Сидягина, Мазур и Rebellion квартет

10 декабря, пятница, 19:00

 

 

 

КУПИТЬ БИЛЕТ

Французский манифест | Казарян, Тарасевич-Николаев, Сидягина, Мазур и Rebellion квартет

10 декабря, пятница, 19:00

 

 

 

КУПИТЬ БИЛЕТ

Серия концертов «Французский манифест» – это будоражащее прикосновение к феномену французской классической музыки. Программа представлена Концертным агентством BASSMANN

Исполнители

Солисты •

Гайк КАЗАЗЯН (скрипка)
Арсений ТАРАСЕВИЧ-НИКОЛАЕВ (фортепиано)
Оксана СИДЯГИНА (арфа)
Алексей МАЗУР (флейта)

Rebellion Quartet

  • Иван НАБОРЩИКОВ (скрипка)
  • Инна ЯКУШЕВА (скрипка)
  • Любовь ЛАЗАРЕВА (альт)
  • Илья МИХАЙЛОВ (виолончель)


Тамара ЖУКОВА
(контрабас)

Подробнее об исполнителях

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

Клод ДЕБЮССИ

  • «Священный танец» и «Светский танец» для арфы и струнного квинтета


Жан ФРАНСЕ

  • Квинтет для флейты, арфы и струнного трио

 
Андрей КАПЛЕ

  • «Фантастическая сказка» по рассказу Эдгара Аллана По «Маска красной смерти» для арфы и струнного квартета


Артюр ОНЕГГЕР

  • Прелюдия и постлюдия к пьесе Джона Миллингтона Синга «В сумраке долины» для флейты, арфы и струнного квартета

российская премьера


Морис РАВЕЛЬ

  • «Ночной Гаспар» для фортепиано

Эрнест ШОССОН

  • Поэма для скрипки, струнного квартета и фортепиано

российская премьера

 

«Священный танец» и «Светский танец» для арфы и струнного квинтета – написаны по заказу фирмы Плейлель, создавшей новый тип арфы и желавшей продемонстрировать исключительные возможности своего инструмента. Шедевр Дебюсси не смог спасти неповоротливую разработку, зато стал одним из лучших камерных произведений с участием арфы. Священный и светский танцы без пауз соединены в единое целое. Контраст между ними – это полярность духа и тела, бесплотного и телесного, неба и земли. Первый танец пронизан древней грацией, внушающей благоговение. Второй танец начинается с нежного вальса первозданной красоты.

Квинтет для флейты, арфы и струнного трио – самобытное произведение двадцатидвухлетнего Жана Франсе. Великая Надя Буланже считала молодого композитора одним из лучших, если не лучшим, из своих учеников, а в их числе был Астор Пьяццолла, Аарон Копланд, Дариус Мийо, Джордж Гершвин, Филипп Гласс, Мишель Легран и многие другие легендарные артисты, определявшие музыкальную повестку XX века. Стиль квинтета отличает разнообразие, лёгкость и остроумие – его автор любил повторять, что хочет доставлять публике удовольствие своей музыкой.

 

«Фантастическая сказка» по рассказу Эдгара Аллана По «Маска красной смерти» для арфы и струнного квартета – увлекательный, но жутковатый рассказ По был очень популярен в эпоху символизма. К нему восходят образы из сочинений Андрея Белого, Эндрю Ллойда Уэббера, Стивена Кинга и многих других художников. Но великолепное, сочное произведение Капле входит в число лучших творческих переосмыслений оригинального текста. Одна из экстравагантных находок композитора – представить смерть игрой на арфе – инструменте, который обычно используется для озвучивания сентиментальных тем.

Прелюдия и постлюдия к пьесе Джона Миллингтона Синга «В сумраке долины» для флейты, арфы и струнного квартета – Онеггера привлёк поэтический фарс, основанный на ирландском фольклоре. В грозовую ночь бродяга просится на постой в дом, где лежит, укрытый простынёй и считающийся мёртвым, хозяин, чья жена впускает и странника, и своего сердечного друга, за которого хочет выйти замуж как можно скорее. Посиделки прерываются внезапным появлением «покойника», требующего от собеседников немедленно покинуть его жилище. В музыке всё происходит очень быстро – пять минут эмоциональных инструментальных высказываний – и неверная оказывается на улице вместе с пригретыми ею проходимцами.

«Ночной Гаспар» – три поэмы для фортепиано по Алоизиусу Бертрану – иллюстрирует ирреальный мир ночных сновидений, населённый странными существами, полный галлюцинаций и ужасов, созданный французским писателем, родоначальником жанра стихотворение в прозе. И до триптиха Равель сочинял музыку, вдохновлённую стихами, был экспертом в создании ярких описательных музыкальных повествований. Но в «Гаспаре» он доходит до вершин этого таланта, передавая мельчайшие нюансы стихов в очень выразительной, почти живописной музыке.

Поэма для скрипки, струнного квартета и фортепиано – интересная авторская редакция знаменитого произведения Шоссона, написанного по мотивам фантастической повести Тургенева «Песнь торжествующей любви» и предназначенного для его друга, великого скрипача Эжена Изаи. В версии с квартетом композитор хотел объединить два смысла: идею концертного произведения в исконном французском стиле и концепцию музыкальной формы, свободной от ограничений романтического концерта предыдущего поколения.

 

Гайк
Казазян

– ученик легендарного скрипичного педагога Народного артиста СССР, профессора Эдуарда Грача (Московская консерватория) и Ильи Рашковского (Королевский колледж музыки в Лондоне). Лауреат международных конкурсов: им. Венявского в Познани, им. Чайковского в Москве, им. Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже, им. Джордже Энеску в Бухаресте. Выступал в большинстве стран Европы, в США и Канаде, а Японии и Южной Корее. Осуществил сольные записи для фирмы Delos, транслировался телеканалом MEZZO и радиостанцией БиБиСи. С 2008 года преподаёт в Московской консерватории.

Арсений Тарасевич-Николаев

– выпускник Московской консерватории (класс Народного артиста РСФСР, профессора Сергея Доренского). Лауреат I премии V Международного конкурса пианистов им. А.Н. Скрябина в Москве, пианистических первенств в Кливленде (США), им. Эдварда Грига (Норвегия), в Сиднее (Австралия). Сотрудничает со звукозаписывающими компаниями Decca Classics и Universal Music. Гастролирует в странах Европы, Азии, Северной Америки, в Австралии. Релиз CD с русской музыкой XX века получил высокие оценки критиков – и был назван «самым выдающимся дебютным альбомом за последнее время» (журнал Gramophone, 2018).

Оксана
Сидягина

– концертирующая арфистка, профессор Русской консерватории им. Рахманинова в Париже, солистка знаменитого российского оркестра без дирижёра «Персимфанс». Окончила Московскую консерваторию в классе профессора Эмилии Москвитиной. Является обладательницей многочисленных конкурсных наград, включая четыре первые премии в международных состязаниях во Франции, Италии и России. Оксана одинаково успешно зарекомендовала себя в качестве виртуозной солистки и искусного ансамблиста в академическом музыкальном мире и роли перформера-новатора в авангардных кругах.

Алексей
Мазур

– бессменный концертмейстер группы флейт МГАСО п/у Павла Когана с 2008 года. Окончил Московскую консерваторию (класс Народного артиста РСФСР, профессора А.В. Корнеева). Выступает как солист с известными российскими коллективами, среди которых БСО им. П.И. Чайковского и Московский камерный оркестр «Musica Viva». Любит ансамблевое музицирование, в этом качестве он неоднократно играл значимые мировые премьеры, в том числе принимал участие в первом публичном исполнении камерных сочинений Антонина Дворжака (Серенада для флейты, скрипки, альта и треугольника) и Рихарда Штрауса («Дуэль» для флейты, фагота и струнного квартета).

Rebellion Quartet

передовой струнный ансамбль, состоящий из одарённых студентов Московской консерватории, лауреатов международных конкурсов. Скрипачи Иван Наборщиков и Инна Якушева, альтистка Любовь Лазарева и виолончелист Илья Михайлов вырабатывают свой неповторимый стиль под руководством легендарного инструменталиста Заслуженного артиста России, виолончелиста Государственного квартета имени Бородина, доцента Владимира Бальшина. Маэстро передаёт участникам квартета свой опыт, а они наполняют традиционные музыкальные модели новыми смыслами.

Тамара ЖУКОВА

– в 2020 году завершила учёбу в Московской консерватории по классу контрабаса (руководитель – Заслуженный деятель искусств России, профессор Е.А. Колосов). Выступала Большом зале Московской консерватории в оркестрах под управлением Валерия Гергиева, Владимира Юровского и Теодора Курентзиса. Участник ансамбля солистов «Mobilis», барочного оркестра «Pratum Integrum», с 2016 играет в составе Персимфанса. Участник фестивалей «Viola is my life» (Москва), «Притяжение» (Москва), Дягилевский фестиваль (Пермь).