Canto | Михаил Широченко (контратенор)

21 января, пятница, 19:00

 

 

 

Canto | Михаил Широченко (контратенор)

21 января, пятница, 19:00

 

 

 

Серия концертов «CANTO» – это музыкальные вечера с певцами в главной роли.

Программа представлена Концертным агентством BASSMANN

Исполнители

Михаил ШИРОЧЕНКО (контратенор)

Олег ХУДЯКОВ (фортепиано)

Оркестр PRATUM INTEGRUM

Подробнее об исполнителях

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

Антонио Лючио ВИВАЛЬДИ

  • Stabat Mater (I – V)
  • Концерт для 2х скрипок с оркестром соч. 3 № 8 из цикла «L’Estro Armonico» («Гармоническое вдохновение»)

 

Анна БОЛЕЙН

  • Плач «O Death Rock Me Asleep» («О смерть! Укачай меня во сне…»)

 

Георг Фридрих ГЕНДЕЛЬ

  • Ария «Pena tiranna» («Жестокая мука») из оперы «Амадис Гальский»

 

Иоганн Кристоф БАХ

  • Плач «Ach, daß ich Wassers gnug hätte» («Ах, если бы во мне хватило воды, чтобы выплакать все слезы…»)

 

Джон ДОУЛЕНД

  • Песня «Flow My Tears» («Теките, мои слёзы»)

 

Генри ПЁРСЕЛЛ

  • Ария «Music for a While» («Музыка на время») из музыки к пьесе Джона Драйдена и Натаниэля Ли «Эдип»
  • Ария «Strike the Viol» («Гряньте, виолы!»)

 

Франц ШУБЕРТ

  • Песня «Ave Maria» («Третья песня Эллен»)
  • Соната для фортепиано, ля мажор D664
  • Песня «Du bist die Ruh» («Ты покой и мир»)

 

Георг Филипп ТЕЛЕМАН

  • Концерт для 2х скрипок и альта с оркестром, соль мажор TWV 43.G5

Stabat Mater – средневековое церковное песнопение, первая часть которого рассказывает о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа, вторая – о молитве грешника к Деве Марии, по традиции исполнялось в день Семи скорбей Богородицы, а также в Великую пятницу на Страстной неделе. Латинский текст положили на музыку более 200 композиторов, в том числе и Вивальди по заказу церкви Санта-Мария-делла-Паче в Брешии, городе предков композитора по отцовской линии.

Концерт для 2х скрипок с оркестром соч. 3 № 8 из цикла «L’Estro Armonico» («Гармоническое вдохновение») – сборник из 12 скрипичных концертов соч. 3, “L’Estro Armonico” не случайно является самым популярным и известным из всех произведений Вивальди после «Времён года». Это сочинения, насыщенные динамичными, взрывными и блестящими аллегро, тягучими кантиленами в стиле итальянского “бельканто” и общим ощущением итальянской страсти и отличного настроения.

Плач «O Death Rock Me Asleep» («О смерть! Укачай меня…») – на стихи и музыку, приписываемые Анне Болейн. Легенда гласит, что вторая супруга короля Англии Генриха VIII Тюдора, мать второй правящей королевы Англии, Елизаветы I сочинила песню в ночь накануне своей казни. И поэма, и музыкальная композиция вызвали волнения в XVII веке – Шекспир цитирует песню пять раз в пяти различных пьесах – чаще, чем любой другой текст, а мрачное остинато музыки было использовано 100 лет спустя композитором Генри Пёрселлом.

Ария «Pena tiranna» («Жестокая мука») из оперы «Амадис Гальский» – трагическая ария фракийского царевича Дардана из барочной оперы Генделя по мотивам одноимённого средневекового романа, в которой герой горько оплакивает свою неразделённую любовь к английской принцессе Ориане.

Плач «Ach, daß ich Wassers gnug hätte» («Ах, если бы во мне хватило воды, чтобы выплакать все слёзы…») – на библейский текст 38го Псалома ранее приписывался Генриху Баху, и лишь совсем недавно исследователи убедились, что автором сочинения является его сын, Иоганн Кристоф. Плач предназначен для голоса, поддерживаемого оркестром и интенсивно экспрессивной солирующей скрипкой, молитвенно обращающегося к Всевышнему со словами: «Грехи мои превыше моего роста, как непосильная ноша, стали они мне слишком тяжелы..».

Песня «Flow My Tears» («Теките, мои слёзы») – произведение Джона Доуленда – выдающегося английского композитора, лютниста и певца эпохи Возрождения, прославившегося своими мрачными песнями, контрастирующими со многими другими музыкальными опусами того времени. В начале XVII века Доуленд сделал плач изысканным занятием и подлинным искусством. Его песни стали частью нового стиля «елизаветинской меланхолии», допускающего в музыке намного больше эмоций, чем было принято в предшествующую эпоху.

Ария «Music for a While» («Музыка на время») – входит в число самых популярных произведений Пёрселла. Это фрагмент из музыки к пьесе Драйдена и Ли «Эдип» – важной драматургической работы эпохи Реставрации (публике чрезвычайно нравились представленные в спектакле потоки крови и море ужаса). Современному зрителю зрелище показалось бы затянутым, но «Музыка на время» поражает и завораживает: это момент, когда жуткая фурия Алекто с волосами из змей, головой собаки, крыльями летучей мыши и капающей из глаз кровью, успокаивается до такой степени, что гадюки падают с её черепа.

Ария «Strike the Viol» («Гряньте, виолы!») – появилась на свет в составе величественной светской «Оды ко дню рождения Королевы Марии». Так придворный композитор Пёрселл в сотрудничестве с «поэтом-лауреатом» английского двора Наумом Тэйтом откликнулся, по роду служебных обязанностей, на важное событие в жизни королевской семьи и государства. «Strike the Viol», вступительная часть оды, – приветственная весёлая песня патронессе: «Придите, Сыны искусства».

Песня «Ave Maria» («Третья песня Эллен») – Третья песня Эллен, более известная под неаутентичным заголовком «Ave Maria», написана Шубертом в составе сборника из семи песен на стихи поэмы «Дева озера» Вальтера Скотта, в немецком переводе Адама Шторка. Третья песня Эллен представляет собой молитву героини эпоса, Эллен Дуглас, к Деве Марии и начинается латинскими словами «Ave Maria!». Это один из немногих шедевров Шуберта, опубликованных до его ранней кончины, и принёсших композитору значительный финансовый доход.

Соната для фортепиано, ля мажор D664 – Лучший выбор для знакомства с несравненным лиризмом и поэтической чувствительностью фортепианных сонат Шуберта. Пленительная ля мажорная соната написана двадцатидвухлетним композитором и знаменует переход к трансцендентным свершениям его зрелости. Произведение было задумано в идиллической обстановке альпийского курорта Штайр в Верхней Австрии. Беззаботность Шуберта ощущается в беспечном вступлении, а похожая на песню главная тема словно дышит свежим горным воздухом. Нежная меланхолия появляется во второй части, но в легкомысленном финале тоска полностью развеивается.

Песня «Du bist die Ruh» («Ты покой и мир») – одно из самых романтичных и эмоциональных произведений в каталоге Шуберта. Положив музыку на страстное стихотворение Фридриха Рюккерта, вдохновенного немецкого поэта, композитор сумел полностью передать чувственность текста с помощью любовных и нежных музыкальных тем и простой формы. Шуберт создал эту прекрасную и трогательную песню в год, когда, покончив с попытками подражания, он решился явить миру собственную неповторимую индивидуальность.

Концерт для 2х скрипок и альта с оркестром, соль мажор TWV 43.G5 – способен развеять уныние в любых обстоятельствах – вот наглядное доказательство удивительной живости его автора Телемана, выдающегося немецкого композитора эпохи барокко. Брызжущая весёлостью в первой части, музыка концерта делает небольшую элегическую паузу в середине сочинения, чтобы набраться сил перед подвижной танцевальностью эпилога. Виртуозная партия альта, редко применявшегося в качестве ведущего голоса во времена Телемана, убеждает в его изрядном проворстве во владении этим инструментом.

Михаил Широченко – оперный певец (контратенор), актёр. Финалист проекта телеканала «Культура» – «Большая опера». Получил начальное образование по классу скрипки и аккордеона, продолжил обучение по классу академического вокала. На 4м курсе Российского института театральных искусств «ГИТИС» присоединился к молодежной оперной программе Большого театра России. Летом 2021 получил Гран-при 28го международного конкурса «WORLD MUSIC COMPETITION» в Испании и специальную премию Международного музыкального конкурса «OPERA BELLA» в Москве

Олег Худяков – ученик Народного артиста России, профессора Сергея Доренского в Московской консерватории, окончив которую поступил в Высшую школу музыки Базеля (класс профессора Клаудио Мартинеса Менера). Призёр международных конкурсов, проходивших в России, Германии, Румынии, Франции, Черногории, Казахстане и США, обладатель титула «Лучший концертмейстер» XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Выступает в Москве, городах России, в Европе, странах Америки и Азии с сольным репертуаром, в качестве концертмейстера, а также с концертами для фортепиано с оркестром.

Оркестр PRATUM INTEGRUMиграет музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. Название коллектива в переводе с латыни означает «некошеный луг»: имеется в виду обширный репертуар XVII–XIX вв., в котором до сих пор еще много неизвестных, но редких по красоте сочинений. Основан в Москве в 2003 году, пользуется репутацией необычного, яркого и высокопрофессионального ансамбля, любящего ураганные темпы и живые интерпретации. Присоединяется к самым эффектным музыкальным проектам концертного исполнения опер, балетов, кантат и ораторий в лучших залах обеих столиц.