Божества и лягушки | Барочная музыка на небе и на земле

21 сентября, среда, 19:00

 

 

 

 

Божества и лягушки | Барочная музыка на небе и на земле

21 сентября, среда, 19:00

 

 

 

 

logo-bassman
Лого Релакс.фм

Божества и лягушки | Барочная музыка на небе и на земле
Программа представлена Концертным агентством BASSMANN

ИСПОЛНИТЕЛИ

  • Людмила ФРАЁНОВА (сопрано, скрипка)
  • Сергей ФИЛЬЧЕНКО (скрипка)
  • Оркестр исторических инструментов PRATUM INTEGRUM


Подробнее об исполнителях

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

Георг Филипп ТЕЛЕМАН 

  • «Мюзет» оркестровая сюита соль минор, TWV 55:g1
  • «Лягушка» концерт для скрипки с оркестром, TWV 51:А4


Антонио ВИВАЛЬДИ

  • Ария Росаны «Тебя люблю, мечта моя» (“Amato ben tusei la miasperanza”) из оперы Истина в испытании» (“La verita in cimento”)
  • Кончерто гроссо для скрипки с оркестром, соч. 3 № 11


Иоганн Адольф ХАССЕ

  • Ария Клеопатры «Умру с достоинством» (“Morte col fiero aspetto”) из оперы «Марк Антоний и Клеопатра» (“Marc’Antonio e Cleopatra”)


Георг Фридрих ГЕНДЕЛЬ

  • Ария Аделаиды «Корабль играет в море» (“Scherza in mar la navicella”) из оперы «Лотарио» (“Lotario”)
  • Ария Красоты «Не увидишь ты Ангел, небесный посланник» (“Tu del Ciel ministro eletto”) из оратории «Триумф Времени и Правды» (“Il Trionfo del Tempo e della Verità”)
  • Кончерто гроссо для скрипки с оркестром си минор, соч. 6 № 12

«Мюзет» оркестровая сюита соль минор – Сочинение Телемана, представляющее слушателям французскую волынку Мюзет и её способность издавать пикантные вздохи. Инструмент был чрезвычайно популярен во Франции времён правления Людовика XIV – он использовался в пасторальных картинах, а также отвечал за образы пастухов в сценах Рождества Христова. Телеман предложил немецким слушателям знакомство с Мюзетом в ответ на ненасытный спрос на французскую культуру, сложившийся в Северной Германии в первые годы восемнадцатого века. В заглавие сюиты вынесено название шестой части сочинения, где имитируется голос этого сельского инструмента. В финале тема народного творчества вновь акцентируется, на этот раз отсылкой к итальянской Комедии дель а́рте: произведение венчает арлекинада. Трагикомическая сюита изображает физические и психические проблемы человека, предлагая довольно необычные методы для их лечения.

 

Ария Росаны «Тебя люблю, мечта моя» из оперы Истина в испытании» – Сцена из оперы, принесшей Вивальди некоторые проблемы во взаимоотношениях с музыкантами-консерваторами. В “Истине в испытании” композитор очень близко подходит к психологическому театру, с его вселенной, вращающейся вокруг эмоций живого человека, а не вокруг схематичного персонажа, пропевающего чувства, навязанные теорией аффектов, типом голоса и калибром исполняемой роли. Хотя характер музыки, приписанной к тому или иному амплуа, и остается здесь неизменным, невротические тексты Джованни Палацци выбрасывают героев за рамки шаблона и делают людьми уязвимыми, похожими на нас. Сразу после премьеры оперы вышел в свет ядовитый памфлет, высмеивающий статус Вивальди в театре. Однако, по законам комедии положений, статья стала сенсацией и сыграла роль рекламы для спектакля.

 

Ария Клеопатры «Умру с достоинством» из оперы «Марк Антоний и Клеопатра» – Эпизод, открывающий «оперную серенаду» для двух голосов знаменитого барочного композитора Иоганна Адольфа Хассе. Ироничная и твёрдая в своей решимости Клеопатра Хассе совсем не похожа на мягкую, женственную героиню написанной годом ранее оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте». Это пламенный оратор, методично подводящий Марка Антония к решению уйти из жизни. У Клеопатры самая сильная и запоминающаяся музыка во всём сочинении, не случайно великая Джойс Ди Донато назвала арию «Умру с достоинством» в числе четырёх, без которых она не представляет своего творчества. Вступительный фрагмент полон впечатляющих колоратурных полётов и невероятной экспрессии, задающих тон всему опусу, посвящённому драматическому перелому в судьбе политического и любовного альянса Марка Антония и Клеопатры

 

Кончерто гроссо для скрипки с оркестром, соч. 3 № 11 – Одиннадцатый концерт из сборника «Гармонический огонь» (третьего сочинения Вивальди) вызвал наибольший ажиотаж у публики, хотя цикл в целом произвёл огромную сенсацию, когда он был опубликован в 1711, представив энергичный, динамичный и яркий стиль «Рыжего монаха» тем жителям Северной Европы, которые ещё не познакомились с его искусством по рукописям. Интенсивность текста ре минорного кончерто гроссо изменила представление композиторов об инструментальных сочинениях. Благодаря этому произведению начала утверждаться идея о том, что соперничество оркестра с солистом может служить мощным средством для создания значительной и серьёзной, а не развлекательной музыки.

 

«Лягушка» концерт для скрипки с оркестром – Скрипичный концерт, ставший достоянием общественности совсем недавно, берёт за музыкальную модель кваканье лягушки. Ничего лучшего нельзя было ожидать от Телемана – человека с отменным чувством юмора, композитора, находившего вдохновение даже в воронах и в нестройной игре деревенских музыкантов. В первой части солист издаёт повторяющиеся звуки “а-а, а-а”, имитируя жабий гвалт. Сюжет Adagio представляет собой освещенный луной участок мелководья, где пара влюблённых лягушек исполняет сладкую песню. В заключительном Менуэте мы получаем возможность порадоваться их квакающему потомству. Все эти отклонения от «хорошего вкуса» выдают в Телемане сатирика, испытывающего истинное наслаждение от крепкой музыкальной шутки в «приличном» итальянском концерте.

 

Ария Аделаиды «Корабль играет в море» из оперы «Лотарио» – Блестящая ария, проникновенный и выразительный номер большой красоты, завершающий первый акт оперы Генделя, которую можно считать приквелом к его опере «Оттон»: в «Лотарио» те же действующие лица, но под другими именами, представляют события, предшествующие сюжету «Оттона». Роль надменной, непокорной Аделаиды (Адельгейды Бургундской, императрицы Священной Римской империи) – первая, написанная Генделем для великолепного сопрано Страды, одной из главных певиц в его творчестве.

 

Ария Красоты «Не увидишь ты Ангел, небесный посланник» из оратории «Триумф Времени и Правды» – Кульминация второй редакции первой оратории Генделя, задуманной как медитация на тему всепобеждающего времени. Музыку сочинения, наполненную пассажами экстраординарной сложности, относят к самым прекрасным и выразительным страницам во всём наследии великого немецкого композитора. Либретто к «Триумфу» написано в жанре аллегорической психомахии. В XXI-м веке многочисленные теологические аспекты оратории уже не так интересны зрителю в отличие от конфликта, сформулированного в её заглавии – это вопросы о том, каково жить в мире, одержимом потреблением, красотой и молодостью, где процветает тщеславие, самовлюбленность и бесконечные удовольствия, и чего будет стоить попытка «прозреть», исцелить душу, поняв истинную ценность жизни.

 

Кончерто гроссо для скрипки с оркестром си минор, соч. 6 № 12 – Один из двенадцати прекрасных образцов музыки барокко, составивших Опус No 6 Генделя и предназначавшихся для подогрева публики в перерывах между его ораториями. Сборник относят к вершинам формы concerto grosso: симфоническое разнообразие красок, текстур и эмоций составивших его произведений многократно превосходит другие примеры. Вдохновленное концертами Корелли и считающееся великим вкладом Генделя в барочное искусство, шестое сочинение отличается большим новаторством, демонстрирует неисчерпаемую способность композитора к изобретательству и вариациям. Примерно шестьдесят концертных эпизодов альманаха отражают поразительную широту музыкальных интересов Генделя: от солёного английского хорнпайпа до куртуазной французской увертюры; от намеков на Вивальди до отголосков модных сонат Скарлатти для клавесина.

Людмила Фраёнова

выпускница МГК им. Чайковского и Buchmann-Mehta School of Music (Тель-Авив) специализируется на музыке эпохи барокко. Как солистка выступает в России и за рубежом с музыкальными коллективами, признанными лучшими в исполнении старинных сочинений. Является лауреатом конкурсов имени Н. Сабитова (Уфа), “Славянская музыка” и “Дни Бетховена” (Москва). Артистка принимала участие в концертах фестиваля “Московская осень”, участвовала в форумах старинной музыки в Лимоне-суль-Гарда (Италия), в Вараждине (Хорватия), “Goldberg Festival” (Польша), “La Renaissance”, “Bach-Vivaldi” и “Bella opera” (Москва).

Сергей Фильченко

потомственный музыкант (скрипач и альтист) из Санкт-Петербурга окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию. В 1990 начал заниматься барочной скрипкой под руководством Марии Леонхард (Нидерланды). В 1993 году в составе Musica Petropolitana получил I премию на конкуре Van Wassenaer (Амстердам). Был удостоен почетных дипломов на международных скрипичных конкурсах в Брюгге (1996) и Амстердаме (1997), а в 1995 стал обладателем специального приза “За лучшую интерпретацию” на скрипичном конкурсе Locatelli в Амстердаме. В 1999 он стал скрипачом ансамбля Playel-Trio St. Petersburg, получившего впоследствии дипломы международных конкурсов в Брюгге (1999) и Роверето (2000); кроме того, с 2003 музыкант является концертмейстером оркестра Pratum Integrum, исполняющего музыку 17-19 веков в аутентичной манере на исторических инструментах.

С 2015 Сергей осуществляет художественное руководство оркестром “Quantum Satis”. Принимал участие в концертах и записях с ведущими музыкантами мира, проводил мастер-классы в Европе и в США, участвовал в многочисленных теле и радиопередачах. С 2011 года – приглашенный профессор Гарварда.

Оркестр исторических инструментов Pratum Integrum

играет музыку эпохи барокко и классицизма. Название коллектива в переводе с латыни означает «некошеный луг»: имеется в виду обширный репертуар XVII–XIX вв., в котором до сих пор еще много неизвестных, но редких по красоте сочинений. Основан в Москве в 2003 году, пользуется репутацией необычного, яркого и высокопрофессионального ансамбля, любящего ураганные темпы и живые интерпретации. Присоединяется к самым эффектным музыкальным проектам концертного исполнения опер, балетов, кантат и ораторий в лучших залах обеих столиц.