Барокко навсегда! | Во славу Петра

26 октября, среда, 19:00

Концерт отменен

 

 

 

 

Барокко навсегда! | Во славу Петра

26 октября, среда, 19:00

Концерт отменен

 

 

 

 

logo-bassman
Лого Релакс.фм
Какой была русская музыка при первых Романовых в эпоху пышного европейского барокко? Как «звучали» празднества в честь чудотворения иконы «Всех скорбящих Радость» в Москве в 1688-м или Полтавской победы – в 1709-м? Кто из русских композиторов – современник всемирно известных Монтеверди или Пёрселла?
Как ни странно, даже увлечённым, опытным любителям музыки в России бывает сложно ответить на эти вопросы. Всё потому, что отечественную музыкальную историю мы по советской привычке отсчитываем от Глинки – с начала 19 века, тем самым отсекая много столетий изумительной, самобытной, нечасто звучащей сейчас музыкальной литературы; в основном, разумеется, хоровой.
Благородная архаика древнерусского церковно-певческого искусства, терпкие диссонансы изначального русского многоголосия, узорчатая полифония партесных концертов «царственного мастера» Василия Титова, – программа концерта составлена из драгоценностей и редкостей отечественной музыки во всей её духовной мощи и ангельской красоте.

ИСПОЛНИТЕЛЬ

  • Вокальный ансамбль INTRADA


Подробнее об исполнителе

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

  • Кондак Рождеству Христову «Дева днесь» знаменного роспева
  • Кондак Рождеству Христову «Дева днесь» демественного роспева
  • Строчное многоголосие «Хвалите имя Господне»


Василий ТИТОВ

  • Концерт на 12 голосов «Всех скорбящих радосте»
  • Концерты на 12 голосов «Прежде шести дней», «Родился еси», «Веселитеся, праведнии»
  • «Слава и ныне. Единородный Сыне» из Службы Божией «Большой Препорциальной» на 12 голосов
  • Концерт на 8 голосов «Господи, силою Твоею»
  • Концерт на 8 голосов «Безневестная Дево»
  • Концерт на Полтавскую победу на 12 голосов «Рцы нам ныне»


Анонимный автор XVIII века

  • Концерт на 12 голосов «Предстательство страшное»


Джованни БИОРДИ

  • «Ныне силы небесныя» на 8 голосов
  • Партесная обработка знаменного роспева «Царю небесный»


Герасим ЗАВАДОВСКИЙ | Василий ТИТОВ

  • Концерт на 8 голосов «Днесь ад рыдает»

Кондак Рождеству Христову «Дева днесь» знаменного роспева – Образец классического столпового знаменного роспева, который в древнерусском искусстве сложился к ΧV cтолетию. Кондаки такого роспева со знаками музыкальной нотации в рукописях появляются к началу ΧVII в. В мелодии этого кондака, непрерывно и плавно развивающейся, словно в «плетении словес», соединяются характерные попевки 3-го гласа знаменного роспева.

 

Кондак Рождеству Христову «Дева днесь» демественного роспева – Распет демественным многоголосием, основанном на диссонантной вертикали. Такого рода звучание свойственно раннему русскому многоголосию, возникшему на рубеже XV и XVI столетий и просуществовавшему до начала XVIII века. Демественная партитура записывалась особой крюковой нотацией, в ней четыре голоса, ведущую роль выполняет голос демество, открывающий кондак сольным запевом – «почином», контрапунктирующие голоса называются низ, путь и верх. Завершается кондак типичным для этого стиля кадансом на аккорде, совпадающем по звучанию с минорным трезвучием.

 

Строчное многоголосие «Хвалите имя Господне» Образец строчного пения, имеющего древние корни и свободного от западного влияния.

 

Концерт на 12 голосов «Всех скорбящих радосте» Написан русским певчим и композитором, одним из крупнейших мастеров партесного стиля Василием Титовым на слова стихиры из Службы иконе Богоматери. Это произошло вскоре после прославления в 1688 году в Москве иконы «Всех скорбящих радость». Любимая сестра Петра I царевна Наталия Алексеевна, переезжая в Петербург, взяла с собой икону и ноты концерта, получившего в 18 веке широкую известность по всей России. Его музыка свободна от полифонических ухищрений, в которых Титов был большой мастер. Она нарочито проста и искренна – настолько, чтобы слова шли «от сердца к сердцу».

 

«Слава и ныне. Единородный Сыне» из Службы Божией «Большой Препорциальной» на 12 голосов «Большая Препорциальная» (то есть написанная в трёхдольном размере), она же в некоторых рукописях «Чигаская» Служба является наиболее масштабной из шести известных на сегодня 12-голосных Служб Василия Титова (1650-е – после 1711) – «царственного мастера», как его называли современники. Его огромное наследие пока известно лишь в очень небольшой части, более 150 сочинений ждут возрождения.

 

Концерт на 12 голосов «Прежде шести дней» Сочинение Титова 1680-х годов на слова стихиры праздника Входа Господня в Иерусалим посвящено воскрешению Лазаря. Двенадцать голосов тройного хора передают речь Христа, Марфы и Марии. Титов при этом не следовал внешнему правдоподобию. Низким голосам он поручил эпизоды, непосредственно не связанные с идеей воскрешения, поэтому слова сестёр Лазаря парадоксальным образом поют тенора и басы. Ради воплощения слов Христа “Лазаре, гряди вон” композитор вышел за рамки партесного концерта и обратился к языку знаменного распева (возможно, гармонизовал подлинную мелодию). Этим призывом и заканчивается концерт – за мгновение до того, как совершится чудо.

 

Концерты на 12 голосов «Прежде шести дней», «Родился еси», «Веселитеся, праведнии» Принадлежат к монументальному циклу концертов на 12 голосов, посвященных Двунадесятым праздникам. Редкое в западной барочной музыке 12-голосие в России 18 века было наиболее распространенным составом, что свидетельствует о высочайшем мастерстве певцов.

 

Концерт на 8 голосов «Господи, силою Твоею» Как и прочие концерты Титова на 8 голосов написан, по-видимому, чуть раньше 12-голосных. Его детализированный, изощренный стиль сильно контрастирует стилю 12-голосия.

 

Концерт на 8 голосов «Безневестная Дево» – Самый исполняемый в титовском цикле конца 18 века из шестнадцати догматиков на 8 голосов (для двойного хора), не имеющем аналогов в партесном пении. Его музыка не оставляет сомнений: у догматика «Безневестная Дево» и концерта «Всех скорбящих радосте» один автор.

 

Концерт на Полтавскую победу на 12 голосов «Рцы нам ныне» – Написан в 1709 году на слова стихиры из «Службы благодарственной о великой победе, содеянной под Полтавой». Текст «Службы» был составлен архиепископом Феофилактом (Лопатинским) по прямому указанию и при участии Петра I. Впоследствии под влиянием политических событий он сильно изменился. Стихира «Рцы нам ныне» из него исчезла, но благодаря музыке Титова не канула в Лету. Историческое событие, с которым связан этот концерт, несколько заслоняет его богослужебное предназначение. Поэтому в советское время он стал одним из немногих известных сочинений Титова. Однако авторов концерта восхищает не героизм победителей, а явленное чудо.

 

Концерт на 12 голосов «Предстательство страшное» – В тексте этого анонимного сочинения упоминается царствующая особа. В разные годы его пели, называя имена Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II, хотя по ритму очевидно не устаревавшей музыке концерта гораздо больше подходит имя правившей до них Анны Иоанновны.

 

«Ныне силы небесныя» на 8 голосов – Римлянин Джованни Биорди (1691–1748), чьему перу принадлежит данное произведение, был современником Герасима Завадовского. Одно из латинских сочинений Биорди привёз в Петербург и переложил для хора Придворной певческой капеллы, соединив с церковнославянским текстом, Дмитрий Бортнянский, некоторое время трудившийся в Сикстинской капелле.

 

Партесная обработка знаменного роспева «Царю небесный» – гармонизация древнего знаменного роспева, который в Новое время дал жизнь полифоническому сочинению.

 

Концерт на 8 голосов «Днесь ад рыдает» – Пасхальный концерт. За его авторство в старинных рукописях «спорят» Василий Титов и Герасим Завадовский, получивший от современников прозвище «Генерал бас». Написан на строки из “Слова огласительного на Пасху” Иоанна Златоуста. В 18 веке среди тысяч других концертов он был одним из самых любимых. Даже в 19 столетии, когда о сокровищах музыки русского барокко почти забыли, в Киевской духовной академии по-прежнему пели “Днесь ад рыдает”. В результате этот концерт постигла участь сочинений, “ушедших в народ”: в некоторых храмах и монастырях его основательно переделывали на свой лад. Кто был его автором точно неизвестно.

 

 

 

Вокальный ансамбль INTRADA под руководством Екатерины Антоненко

московский коллектив нового поколения, чьи выступления отличает не только высокий профессиональный уровень, но и узнаваемый исполнительский стиль. В 2019 и 2021 годах ансамбль признан «коллективом года» по версии газеты «Музыкальное обозрение».

INTRADA сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами, успешно представляет нашу страну на крупных европейских музыкальных фестивалях; в 2022 году коллектив дебютировал на сцене Берлинской филармонии. Изначально специализируясь на исполнении старинной музыки, ансамбль постепенно расширял свой репертуар, зарекомендовав себя как один из наиболее универсальных певческих коллективов. Важное направление деятельности ансамбля ― возрождение музыки русского барокко. INTRADA в сотрудничестве с ведущими российскими музыковедами впервые исполняет сочинения Василия Титова, Василия Гусева, Герасима Завадовского и других значительных композиторов, создававших музыку в России параллельно с западными коллегами. Вместе с тем Вокальный ансамбль INTRADA осуществляет премьеры сочинений XX-XXI веков.

В 2021 коллектива стал лауреатом I степени Международной премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук».