Барокко навсегда! | Иван Великанов и Alta Capella

26 ноября, пятница, 19:00

 

 

 

Купить билет:

26 НОЯБРЯ, 19:00

Барокко навсегда! | Иван Великанов и Alta Capella

26 ноября, пятница, 19:00

 

 

Купить билет:

26 НОЯБРЯ, 19:00

Барокко навсегда! – захватывающее путешествие в сокровищницу светской и духовной музыки XVII-XVIII веков. Программа представлена Концертным агентством BASSMANN.

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

Джованни ГАБРИЕЛИ

  • Соната «pian’ e forte» («Громко и тихо»)


Михаэль ПРЕТОРИУС

  • Мотет «Peccavi fateor» («Признаюсь, я согрешил»)

Джованни ГАБРИЕЛИ

  • Канцона VIII, a 8 (для восьми инструментов)


Йоганн Германн ШАЙН

  • Сюита танцев из сборника «Banchetto musicale» («Музыкальное пиршество»)
  • Мотет «Unser Leben wahret siebzich Jahr» («Жизнь наша длится семьдесят лет») No 15 из сборника духовных мадригалов «Израильский источник»


Михаэль ПРЕТОРИУС

  • Танцы из сборника «Терпсихора, пятая из аонийских Муз»


Генрих ШЮТЦ

  • Духовная симфония I, Op. 6 «In Te, Domine, Speravi» («На Тебя, Господи, надеюсь») SWV 259


Бьяджо МАРИНИ

  • Канцона для четырёх инструментов

Соната «pian’ e forte» – поистине историческое сочинение Джованни Габриели. Это первое музыкальное произведение, где автором указан инструментальный состав исполнителей – два равных по размеру ансамбля: три тромбона с корнетом и три тромбона с виолой да браччо (предшественницей скрипки), иногда играющие вместе, иногда раздельно. Оно же – первое с указанием динамики, то есть силы и громкости звучания инструментов в разных эпизодах произведения. Отсюда и название: piano (тихо), forte (громко).

Мотет «Peccavi fateor» – искреннее, глубоко прочувствованное признание Господу в совершенных грехах и горячая благодарность за возможность их искупить. Это отличный образец того, как обратиться к Всевышнему смиренно, но изысканно от Михаэля Преториуса – немецкого учёного теолога, теоретика музыки, композитора и органиста, автора крупнейшего в Германии XVII столетия музыкального трактата «Устройство музыки», служившего настольной энциклопедией немецким музыкантам XVII – первой четверти XVIII веков.

Канцона VIII, a 8 (для восьми инструментов) – происходит из собрания музыки для духовых, созданного органистом и главным композитором венецианской базилики Святого Марка Джованни Габриели. В антологии представлены произведения для различных комбинаций труб и тромбонов. Исполнители должны были располагаться в разных частях собора, чтобы вести между собой музыкальный диалог-перекличку, окутывая слушателей объёмным звуком.

Сюита танцев из сборника «Banchetto musicale» («Музыкальное пиршество») – одна из двадцати в своде инструментальных пьес, являющемся важной вехой в немецкой музыке. Все сюиты построены на танцевальном материале: вначале звучат старинные танцы – Павана и Гальярда, а затем современные – Куранта и Аллеманда. Это наиболее известное произведение Йоганна Германна Шайна. Он был одним из самых значительных немецких композиторов раннего барокко и, как кантор лейпцигской Томасшуле, одним из самых выдающихся предшественников И. С. Баха.

Мотет «Unser Leben wahret siebzich Jahr» («Жизнь наша длится семьдесят лет») No 15 из сборника духовных мадригалов «Израильский источник» – образец «высокого» стиля Шайна. Мрачное настроение лежащей в основе мотета ветхозаветной цитаты («Время жизни нашей – лет семьдесят, восемьдесят – для тех, кто сильнее. И всё, из чего эти годы слагаются, – труды тяжкие и суета; быстро уходят они, и мы исчезаем») составляет полную противоположность просветлённому характеру музыки сочинения.

Танцы из сборника «Терпсихора, пятая из аонийских Муз» – единственное дошедшее до нас светское сочинение Преториуса. В его планах был выпуск целой серии собраний мирской музыки, названных в честь различных греческих муз, в том числе Euterpe (итальянские и английские танцы), Thalia (токкаты и канцоны) и Erato (немецкие светские песни), но жизнь обрела только «Терпсихора», состоящая из 312 танцев, которые композитор считал французскими.

Духовная симфония I, Op. 6 «In Te, Domine, Speravi» («На Тебя, Господи, надеюсь») SWV 259 – написана Генрихом Шютцем, корифеем раннего немецкого барокко, в Венеции, где он изучал музыкально-драматические новаторства Монтеверди. Слияние итальянской и немецкой традиций придало музыке Шютца совершенно особый характер и заставило современников считать его сочинения очень сложными для исполнения. Первый том духовных симфоний на латинские тексты включает уникальные жемчужины, объединяющие революционный подход к слову Монтеверди, инструментальные и вокальные краски Джованни Габриели.

Канцона для четырёх инструментов – дань памяти Бьяджо Марини. Певец, композитор, скрипач-новатор, он был весьма популярным автором мадригалов и концертов. Марини был связан с французской королевой Анной Австрийской, мантуанским герцогом Фердинандом Гонзагой, португальским королём Хуан IV, почитавшими его таланты. Музыка Марини чарующе хороша – в ней есть полифоническая виртуозность техники, разнообразие ритмов и плотности звука, она создаёт «музыкальное ощущение» эпохи Леонардо да Винчи и Микеланджело Буанаротти.

Исполнители

Ансамбль Alta Capella – первый в России коллектив, играющий исключительно на ренессансных и барочных духовых инструментах (сакбутах, кулисной трубе, цинках, шалмеях, бомбардах, дульциане). Отрешившись от исполнительского опыта последних трёх столетий, артисты стремятся воссоздать подлинный дух музыки XIV – XVII веков с исторических позиций. Ансамбль, созданный в 2009 году, концертирует в России и за рубежом, представляя своё искусство в круглогодичных концертных сериях и на фестивалях. Российские и зарубежные композиторы создают для Alta Capella новые сочинения. Выдающиеся мастера аутентичного исполнительства – Алексей Любимов, Анатолий Гринденко, Дмитрий Синьковский, Дмитрий Степанович, Андрей Немзер – принимают участие в выступлениях ансамбля.

Иван Великанов – дирижёр, мульти инструменталист, певец. Выпускник Московской консерватории, получивший образование как вокалист, исполнитель на органе и клавесине, композитор и оперно-симфонический дирижёр. Основал первый в России Ансамбль старинных духовых инструментов Alta Capella и является его художественным руководителем, создал Международный фестиваль музыки и танца эпохи Возрождения La Renaissance и Камерный оркестр Тарусы. Последние годы сосредоточен на дирижёрской работе с оперными постановками – в театре им. Сац, театре оперы и балета Республики Саха (Якутия), театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Новосибирском, Екатеринбургском, Красноярском, Нижегородском театрах оперы и балета.

Анастасия Бондарева – оперная и камерная певица. Окончила Академию хорового искусства имени В.С. Попова по специальности «академическое пение». Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко. Участвует в крупных международных проектах – постановках европейских и отечественных барочных опер и в международных фестивалях ранней музыки, сотрудничает со всеми ведущими российскими коллективами, исполняющими старинный репертуар. Руководит концертным вокальным ансамблем Ex Oriente Lux при Римско-католическом кафедральном соборе в Москве.