Барокко навсегда! | Дмитрий Синьковский и Ансамбль старинных инструментов La Voce Strumentale

15 октября, пятница, 19:00

 

 

 

Купить билет:

15 ОКТЯБРЯ, 19:00

Барокко навсегда! | Дмитрий Синьковский и Ансамбль старинных инструментов La Voce Strumentale

15 октября, пятница, 19:00

 

 

Купить билет:

15 ОКТЯБРЯ, 19:00

Барокко навсегда! – захватывающее путешествие в сокровищницу светской и духовной музыки XVII-XVIII веков

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

Франческо РОНЬОНИ

  • «Vestiva i colli» для скрипки и клавесина


Джованни Баттиста ФОНТАНА

  • Соната № 2 для скрипки и клавесина


Иоганн Якоб ФРОБЕРГЕР

  • Токката соль минор для клавесина
  • Сюита XXVIII ля минор для клавесина


Иоганн Генрих ШМЕЛЬЦЕР

  • Соната № 4 для скрипки и клавесина ре мажор из цикла «Sonatae Unarum Fidium»


Клаудио МОНТЕВЕРДИ

  • «Si dolce è´l tormento» мадригал in stile recitativo для контратенора и бассо континуо

 
Антонио ВИВАЛЬДИ

  • Соната ре минор для скрипки и клавесина


Георг Фридрих ГЕНДЕЛЬ

  • Пассакалия для клавесина из сюиты соль минор HWV432
  • «Nel dolce tempo», кантата для контратенора и бассо континуо


Джованни ВЕРОКАИ

  • Соната ре минор для скрипки и клавесина

«Vestiva i colli» для скрипки и клавесина – вариация авторства Франческо Роньони, сына основателя одной из старейших миланских скрипичных школ, на тему знаменитого мадригала Палестрины. Роньони-младший издавал сборники пьес и трактатов, совершенствуя унаследованное мастерство в музыкальной практике и теории. Мягкие барочные созвучия и изысканные орнаменты звучат в сочинении утончённо и ажурно. Это прекрасный пример того, что именно мог слышать в исполнении Роньони-младшего скажем, Карлос Австрийский. Один из сильнейших европейских монархов чрезвычайно высоко ценил искусство Франческо, как и другие венценосные особы того времени.

Соната № 2 для скрипки и клавесина – несёт на себе отпечаток ясного и витального стиля с элементами изобретательной барочной полифонии. Она входит в единственный сохранившийся сборник инструментальных пьес Джованни Батиста Фонтаны – композитора, чей авторский почерк слушатели сегодняшнего дня познают лишь благодаря чудом уцелевшему осколку его некогда обширного наследия. Биография мастера также проступает сквозь толщу времён лишь пунктиром: родился в Брешии, работал в Риме, Венеции и Падуе, скончался во время эпидемии чумы начала 1630-x.

Токката соль минор для клавесина Da sonarsi alla levatione (“Лёгкая игра”) – торжественная и орнаментальная, буквально «парящая» в филигранном тембре клавесина. Её автор Иоганн Якоб Фробергер вращался в сердце европейской музыкальной жизни своей эпохи. Сын штутгартского капельмейстера, он учился у Фрескобальди и дружил с Купереном, писал музыку для августейших особ, выступая при случае их доверенным лицом. Считается, что довольно богатый корпус сочинений Фробергера повлиял на работы авторов следующих поколений, от Букстехуде до Баха. 

Двадцать восьмая сюита ля минор – также принадлежит перу Фробергера. Именно он довёл до ума четырёхчастную композицию сюиты, складывающуюся из танцевальных форм (Аллеманда, Жига, Куранта и Сарабанда) и ставшую впоследствии традиционной для жанра. Нельзя не отметить, что честь внимать музыке Фробергера является привилегией широкого современного слушателя. При жизни автора и на протяжении веков после её завершения доступ к его манускриптам имели лишь немногочисленные VIP персоны из числа аристократии.

Соната № 4 для скрипки и клавесина ре мажор из цикла «Sonatae Unarum Fidium» – знаменитого свода сонат для скрипки соло (в программе ведущую партию всё же оттенит клавесин), сочинённого великим скрипачом-виртуозом Шмельцером. Сборник посвящён папскому легату Карло Карафа делла Спина. Поскольку Вена была центром Контрреформации, оплотом католицизма, в названии и в дедикации сонат для одной скрипки прославляется единственно истинная католическая вера, для чего используется игра слов –fides (вера) и fides (скрипка). Большую часть чинной четвёртой пьесы цикла составляют вариации, включают два танца: сарабанду и жигу.

«Si dolce è´l tormento» мадригал in stile recitativo для контратенора и бассо континуо – великолепный и очень популярный мадригал («Сладкие муки») Клаудио Монтеверди. Великий итальянец, один из столпов барочной оперы написал короткую песню в экспрессивном «речитативном стиле» (stile recitativo), со временем ставшем модным по всей Европе. Голос лирического героя, упивающегося горько-сладкими муками безответной любви, и чуткий бассо континуо – чем не романс конца XIX века.

Соната ре минор для скрипки и клавесина – третья пьеса цикла, посвященного Фредерику IV, королю Дании и Норвегии. В партитуре «рыжего монаха», дерзкого новатора и непревзойденного мелодиста живая, пульсирующая динамика смягчена изощренной композиционной огранкой и даже некоторой церемонностью. Сонаты из этой превосходной серии звучат куда реже «Времён года» – тем любопытнее открывать для себя новые грани необъятного каталога Вивальди.

Пассакалия для клавесина из сюиты соль минор HWV432 – блестящее и яркое произведение великого мастера барокко Георга Фридриха Генделя. Испанский танец Пассакалия возник в связи с обычаем исполнять на улице музыку торжественного или маршеобразного характера при разъезде гостей по окончании празднества. И эта Генделевская пассакалия тоже на себе печать церемониала – но это уже процессия состоятельных британских граждан, а не придворных сановников.

«Nel dolce tempo», кантата для контратенора и бассо континуо – необыкновенной красоты шедевр Генделя на стихи Петрарки, родившийся в период пребывания мастера в Италии. Это одна из более ста его композиций, описывающих радость и боль любви. В центре сюжета жених и невеста из неапольского аристократического семейства Гецци в образах пастуха и пастушки, утверждающие, что не только лишь прекрасный облик влечёт их друг к другу, но и чистая душа и горячее сердце.

Соната ре минор для скрипки и клавесина – музыкальный артефакт от Джованни Верокаи, вероятного ученика Вивальди и создателя Кантаты на день коронации Его Императорского Величества по случаю восшествия на престол экстравагантной Анны Иоанновны. В оркестре при императорском дворе итальянец построил настолько успешную карьеру, что провёл семь лет в Москве и Санкт-Петербурге, занимаясь постановкой спектаклей, концертов и исполнительской практикой за баснословные гонорары.

Исполнители

Дмитрий Синьковский – дирижёр, скрипач и контратенор, обладающий редким сочетанием русской виртуозности и итальянской кантабильности. Маэстро объединяет все три амплуа с глубоким музыкальным пониманием, безграничной энергией и поразительной техникой, в результате чего его выступления захватывают слушателей по всему миру. Обладатель наград крупнейших европейских конкурсов, Дмитрий начал свою выдающуюся карьеру, работая с самыми престижными ансамблями старинной музыки. В 2011 он основал Ансамбль старинных инструментов La Voce Strumentale, ставший к сегодняшнему дню одним из самых известных коллективов исторически-информированного исполнительства. Дмитрий – профессор Московской государственной консерватории, художественный руководитель фестиваля Orlando Furioso в Дубровнике. Играет на уникальной скрипке работы Франческо Руджери (1675), предоставленной фондом Jumpstart Jr.

Александра Коренева – клавесинистка, одна из самых ярких фигур в Московской консерватории, автор популярного блога BAROQUE4YOU, участница ансамбля La Voce Strumentale. Перед ней открыты все пути: она выступает на крупнейших фестивалях, в числе её друзей – изумительные музыканты, известные всему миру, её записи выходят на таких лейблах, как Naive, Deutsche Harmonia Mundi, Berlin Classics. Критики часто говорят, что у неё под руками любая пьеса становится спектаклем. Едва начался рассказ, как слушатель уже покорен обилием действующих лиц: мотивов, обретших свое лицо, совершенно незаметное при «общепринятом» исполнении.

Игорь Бобович – виолончелист, занимавший в разные периоды позицию концертмейстера группы виолончелей в известнейших российских оркестрах (ГАСО России им. Е.Ф. Светланова и musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса). Выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Ганноверской Высшей школы музыки и театра, лауреат многочисленных международных состязаний (включая конкурс старинной музыки в Гааге, Европейский конкурс виолончелистов в Мальяно-Сабина, конкурсa имени И. С. Баха в Лейпциге). Участник ансамбля La Voce Strumentale. С 2008 возглавляет ансамбль The Moscow chamber music academy.

 

Ансамбль старинных инструментов La Voce Strumentale – неподражаемый коллектив музыкантов-виртуозов из России и Европы, исполняющий музыку XVII-XVIII веков в аутентичной манере. С момента создания в 2011 его участники создали уникальный художественный язык, завоевав репутацию обладателей красочного, выразительного и запоминающегося звучания. Искусности и артистизму LVS рукоплескали слушатели Венского Концертхауса, Берлинской филармонии, Гевандхауса Лейпцига, Академии Ференца Листа в Будапеште, Санкт-Петербургской государственной филармонии, Большого зала Московской консерватории и других престижнейших залов мира.