Барокко навсегда! | Солисты Персимфанса и Лилия Гайсина
30 ноября, среда, 19:00
Барокко навсегда! | Солисты Персимфанса и Лилия Гайсина
30 ноября, среда, 19:00
- Продолжительность 120 мин., с одним антрактом
- Инструментальная музыка
- Билеты от 1000 р. до 3000 р.
- 12+
- Доступно к покупке по Пушкинской карте

Серия концертов «Барокко навсегда!» – это захватывающее путешествие в сокровищницу светской и духовной музыки XVII-XVIII веков
Программа представлена Концертным агентством BASSMANN
ИСПОЛНИТЕЛИ
- Лилия ГАЙСИНА (сопрано)
- Александра КОРЕНЕВА (клавесин)
- Иван БУШУЕВ (флейта)
- Григорий КРОТЕНКО (виола да гамба)
- Ансамбль «Солисты Персимфанса»
ПРОГРАММА КОНЦЕРТА
Марк-Антуан ШАРПАНТЬЕ
- Sonate a huit (Соната для восьмерых)
Франсуа КУПЕРЕН
- 4 песнопения из Мотета, сочинённого по приказу короля
- Королевский концерт № 2
Марен МАРЕ
- Гробница Куперена
Георг Филипп ТЕЛЕМАН
- Парижский квартет № 6
Иоганн Себастьян БАХ
- Концерт для клавесина и струнных ля мажор, BWV 1055
Исполняется на исторических инструментах
Sonate à huit (Соната для восьмерых) – Пикантное произведение, немедленно завоевавшее популярность, как только наследие крупнейшего французского композитора XVII века Марка-Антуана Шарпантье было извлечено энтузиастами барочной музыки на свет Божий в XX веке после сотен лет забвения. В «Сонате», сделанной в форме концертного произведения для четырёх солистов и сопровождающих инструментов, новаторски сочетается итальянская традиция и французская танцевальная сюита. Во множестве коротких эпизодов есть место и для соло участников, и для их взаимодействия между собой. Несмотря на общий низкий тембр сочинения, в нём присутствует удивительная деликатность и тонкость. Это самобытный шедевр инструментальной музыки французского барокко, стоящий особняком по отношению как к оркестровой, так и к интимной камерной музыке.
Четыре песнопения из Мотета, сочиненного по приказу короля – Датируются 1703 годом и предназначаются для солирующего сопрано с инструментальным сопровождением. Первый куплет исполняется А капе́лла; он окутан небесной атмосферой, “отстранённой духовностью”. Второй куплет сопрано поёт в сопровождении двух скрипок; протяжные, нежные и изящные вокализы в итальянском стиле контрастируют с небесной чистотой первой части. Третье песнопение звучит под аккомпанемент двух флейт и скрипки в качестве баса; Куперен играет с серьёзностью текста (“Я несчастен и презираем”), используя нежную, светлую музыку, почти наивную, акцентируя абсолютную веру в Бога. Четвёртое песнопение объединяет два голоса, а континуо поручается двум скрипкам; это своего рода оживленный танец, очень лёгкий и подвижный, прославляющий бессмертие.
Королевский концерт № 2 – Одна из четырёх сюит, написанных Франсуа Купереном к воскресным концертам камерной музыки, проводившимся мадам де Ментенон в Версале в 1714-1715 годах, чтобы подсластить меланхолию Людовика XIV. Король-солнце обожал танцы, но музыка Куперена была на пике моды, и он мог позволить себе сочинить «Концерты», предназначенные для внимательного слушания. Они опубликованы без указания инструментов, задействованных в исполнении, их выбор композитор оставил на усмотрение музыкантов: “Можно играть не только на клавесине, но и на скрипке, флейте, гобое, альте и фаготе”. Сюиты состоят из пяти-семи пьес, включающих прелюдию и серию танцев, а во втором концерте цикл дополнен лирическими инструментальными ариями.
Гробница Куперена – Музыкальная дань уважения, элегия на смерть французского композитора, органиста и клавесиниста, одного из наиболее значительных представителей прославленной династии. Автор пьесы, Марен Маре, был мастером игры на Виоле да гамба и ведущим французским композитором музыки для этого инструмента, работал при дворе Людовика XIV, пользовался большой славой в своё время. Он реализовывал свой уникальный талант в самом центре культурной жизни Франции в разгар “музыкальной войны” между итальянским и французским стилями. И если в своих операх Маре придерживался антиитальянских взглядов, то в инструментальных сочинениях он был свободным и смелым, а в музыке для виолы его гений действовал с непревзойденной оригинальностью, и мы это прекрасно слышим в «Гробнице Куперена».
Парижский квартет No 6 – Первый сборник из шести так называемых “Парижских квартетов”, написанных Телеманом в рамках подготовки к визиту в Париж по приглашению четверых выдающихся французских музыкантов: флейтиста Мишеля Блаве, скрипача Жана-Пьера Гиньона, гамбиста Жана-Батиста Форкерей и виолончелиста / клавесиниста по имени Принц Эдуард. Именно для них и предназначались новые сочинения Телемана, ставшие одними из самых очаровательных камерных произведений эпохи позднего барокко и получившие оглушительный успех во Франции. Шестой квартет представляет собой французскую сюиту, разработанную элегантно и тонко, полную мелодического очарования и выразительных нюансов.
Концерт для клавесина и струнных ля мажор, BWV 1055 – Жизнерадостный концерт, в композиционном отношении один из самых цельных и продуманных в каталоге Баха, который, по сути, изобрёл саму идею сольного клавирного концерта, поскольку прежде клавесин традиционно использовался в аккомпанементе. Эти сочинения мастера не только «пришлись ко времени» в его эпоху, когда клавир понемногу входил в музыкальную жизнь большого немецкого города с традициями публичного концертирования и сравнительно широким кругом любителей музыкального искусства, но образовали в истории музыки новую, очень значительную жанровую линию, протянувшуюся до наших дней.

Лилия ГАЙСИНА
– известная барочная певица, солистка труппы Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В 2014 окончила вокальный факультет Московской государственной консерватории им. Чайковского. Выступала на значимых фестивалях старинной музыки в Германии, Австрии, Италии, Турции, Латвии, Дании и Сербии. Среди артистов и коллективов, ставших компаньонами Лилия в барочном репертуаре, Московский камерный оркестро Musica Viva, оркестр Pratum Integrum, ансамбль барочной музыки Ensemble 1700, Государственный академический камерный оркестр России, и другие знаменитые исполнители.
Александра КОРЕНЕВА
– клавесинистка, одна из самых ярких фигур в Московской консерватории, автор популярного блога BAROQUE4YOU, участница ансамбля La Voce Strumentale. Перед ней открыты все пути: она выступает на крупнейших фестивалях, в числе её друзей – изумительные музыканты, известные всему миру, её записи выходят на таких лейблах, как Naive, Deutsche Harmonia Mundi, Berlin Classics. Критики часто говорят, что у неё под руками любая пьеса становится спектаклем. Едва начался рассказ, как слушатель уже покорен обилием действующих лиц: мотивов, обретших своё лицо, совершенно незаметное при общепринятом» исполнении.


Иван БУШУЕВ
– исполнитель на современной и барочной флейте, композитор, дирижёр. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру, стажировался в Барочной академии в Гмундене (Австрия) у Кристиана Гюртнера, проходил стажировку в Муниципальной школе Милана у Марчелло Гатти (траверс-флейта), посещал лекции и мастер-классы Клаудио Сантамброджио в Миланской консерватории (современная флейта), учился в классе Харри Старревелда, в Консерватории имени Яна Свелинка в Амстердаме. Лауреат международных конкурсов: камерных ансамблей в Кракове и A Tre в Троссингене (Германия). Выступает как солист, сотрудничает с коллективами «Студия новой музыки» и оркестр Pratum Integrum. В 2013 году создал проект электронной экспериментальной музыки Nerest.
Григорий КРОТЕНКО
– контрабасист, исполнитель на исторических басовых инструментах, преподаватель Московской консерватории. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру. Победитель III Международного конкурса контрабасистов им. Сергея Кусевицкого (2009). С 2010 года преподает в Московской консерватории, в настоящее время в звании доцента. Делает исполнительскую карьеру как солист, участник камерных ансамблей. Является солистом ансамбля «Студия новой музыки», одним из инициаторов проекта «Персимфанс», посвящённого возрождению деятельности первого симфонического ансамбля – оркестра без дирижёра (1922-1933).


Ансамбль «Солисты Персимфанса»
– Первый симфонический ансамбль был организован в 1922 и воссоздан в 2008 в Москве. Симфонический коллектив, исполняющий музыку без дирижёра, возник по инициативе профессора Московской консерватории Льва Цейтлина. В первые годы советской власти Персимфанс реализовал на практике утопию равноправной творческой инициативы без единоличного диктата. Когда социалистические идеи самоорганизации коллектива начали противоречить авторитарным доктринам тоталитаризма, в 1933 деятельность ансамбля была прекращена. В 2009-м, силами московских консерваторцев, артистов ведущих симфонических коллективов, Персимфанс был воссоздан в Музыкальной лаборатории Театра «Школа драматического искусства» по инициативе её руководителя Петра Айду. Различные инициативы Персимфанса были отмечены Гран-при премии Курёхина в области современного искусства, национальной театральной премией “Золотая маска”.